Идея укрупнения российских регионов продолжает жить

Но вернутся к ней после выборов в Госдуму
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 28 апреля заявил, что в Кремле не исключают возможное объединение регионов в случае, если жители субъектов Федерации на это согласны. По мнению Пескова, далеко не везде жители регионов хотят этого укрупнения, и это является определяющим фактором.

Комментарии Пескова последовали после того, как 27 апреля вице-премьер Марат Хуснуллин заявил на круглом столе в ВШЭ, что России следует укрупнять регионы и «идти на агломерации» и 85 регионов – слишком много. «Вот я Еврейской автономной областью (ЕАО) не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат», – сказал он.

По мнению вице-премьера, такие регионы, как ЕАО, необходимо объединять с соседями и «пусть ими губернаторы занимаются». Еще одним регионом, который стоит объединить, он считает Курганскую и Тюменскую области. «Почему курганцы должны жить хуже тюменцев?» – спросил вице-премьер. По мнению вице-премьера, не нужны также и 20 000 муниципальных образований, по его мнению тормозящих развитие единой инфраструктуры. Опорой для развития страны может стать 21 основная агломерация и 3000 опорных пунктов, сказал он и пообещал вернуться к проблеме после сентябрьских выборов (цитаты по видео ВШЭ, затем удаленного).

Представитель Хуснуллина заявил 28 апреля, что вице-премьер излагал свое личное мнение.

Весной 2018 г. Владимир Путин выступил против обсуждавшейся модели агломераций как основной для развития страны. Он предложил опираться на пространственное развитие и развитие транспортной инфраструктуры между населенными пунктами. В 2021 г. правительство заявило о разработке программы развития инфраструктуры, которая предполагает существование 41 агломерации (их развитие и курирует Хуснуллин).

Как изменение границ внутри России обосновывала Валентина Матвиенко

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко говорила, что уровень развития и бюджетной обеспеченности регионов очень разнится. Есть ряд регионов, которые в случае объединения «получили бы новые серьезные возможности», отмечала она 22 мая 2020 г: «Наследство, которое досталось [России] в плане административно-территориального деления <...> не в полной мере соответствует новым экономическим, политическим и иным условиям».

Слова Хуснуллина вызвали реакцию в регионах. Глава ЕАО Ростислав Гольдштейн 28 апреля заявил, что вопросы объединения могут быть поставлены исключительно жителями.

Депутат Госдумы Александр Петров (избран по списку «Единой России» ) сказал, что чиновнику стоит уйти в отставку в том случае, если он «говорит о том, что ему жаль времени, и отдельный регион мешает ему работать». Политолог Ростислав Туровский отмечает, что вопрос о слиянии субъектов федерации обсуждается на фоне реальных проблем экономически отсталых субъектов Федерации. Однако такой шаг, как попытка слияния регионов, перед думскими выборами может вызвать протестные настроения там, где люди и элиты выступают против объединения. Глава ЕАО, пояснил он, имеет сильные позиции и отличные отношения с федеральным центром, поэтому его негативная реакция не просто закономерна, но и будет принята к сведению.

Политолог Виталий Иванов считает, что объединение субъектов поможет федеральному центру усилить их экономическую и политическую управляемость. Он отметил, что этому процессу могут противодействовать региональные элиты, которые не хотят терять власть. В этой связи, говорит он, эту тему не станут реализовывать в этом или следующем году.

Декан социально-гуманитарного факультета Тихоокеанского государственного университета Илдус Ярулин отмечает, что обсуждение возможного вхождения в Хабаровский край ЕАО началось сразу после появления границ новой России: до 1993 г. область входила в состав края. Это может быть выгодно для населения, но против вхождения ЕАО в состав края будут региональные элиты. Ярулин считает, что федеральные власти могут пойти на укрупнение субъектов только после выборов в Госдуму. Для центра такое укрупнение позволит упростить систему управления экономикой и решения вопросов бюджетного дефицита субъектов федерации.

Последнее объединение регионов анонсировали в начале мая 2020 г.: о намерении начать объединительный процесс тогда объявило руководство Ненецкого автономного округа (НАО) и Архангельской области. На территории НАО начали работать приехавшие из Москвы политтехнологи: для объединения планировалось провести референдум в поддержку идеи властей, однако после протестов местных жителей эти планы отложили. В июле 2020 г. НАО стал единственным регионом, где большинство проголосовало против поправок в Конституцию.

Источник, близкий к «Единой России», отмечает, что объединение регионов потенциально может нести серьезные риски для федеральной власти. Получив под свой контроль новые территории, такие губернаторы будут иметь намного больше рычагов влияния, что может стать источником для регионального сепаратизма, эта проблема может коснуться дальневосточных регионов.