Дела о хищениях средств в госкорпорациях станет проще возбуждать

Согласие руководства госкорпораций для этого не потребуется
С 2018 г. по сентябрь 2020 г. только в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК) зарегистрировано 2239 преступлений
С 2018 г. по сентябрь 2020 г. только в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК) зарегистрировано 2239 преступлений / Евгений Егоров / Ведомости

Законопроект об изменении порядка возбуждения уголовных дел при хищениях средств гособоронзаказа, нацпроектов и госзакупок, разработанный Минюстом, был одобрен 19 апреля правительственной комиссией по законопроектной деятельности, сказали «Ведомостям» два собеседника, близких к комиссии. Документ был разработан по поручению президента от 23 апреля 2019 г.

Законопроект меняет формулировки ст. 20 и 23 Уголовно-процессуального кодекса. Согласно им, привлечь к ответственности за нанесение ущерба в госкорпорациях без заявления со стороны их руководства или руководства их «дочек» нельзя. При этом начать уголовное дело по экономическим статьям по факту различных хищений в госкомпаниях, где государство имеет долю в капитале, можно. Поправки разрешают возбуждать такие дела без заявлений со стороны руководства и в госкорпорациях.

В пояснительных документах («Ведомости» ознакомились с ними) говорится, что с 2018 г. по сентябрь 2020 г. только в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК) зарегистрировано 2239 преступлений, а размер ущерба от противоправных деяний в ОПК составил 25 млрд руб.

«Безусловно, расходование бюджетных средств в процессе исполнения гособоронзаказа, закупок для государственных и муниципальных нужд должно быть сопряжено с повышенным контролем и ответственностью за нарушение законодательства. Мы знакомы с этой инициативой, участвуем в ее обсуждении, наша позиция частично нашла отражение в текущей редакции документа, работа над законопроектом продолжается», – сообщил «Ведомостям» представитель госкорпорации «Ростех».

Сегодня для возбуждения уголовного дела по хищениям в сфере гособоронзаказа необходимо заявление от потерпевших, если какие-то злоупотребления совершены в дочерних структурах государственных корпораций, говорит председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев: «В данном случае формально таковыми считаются госкорпорации. Соответственно, инициатива о привлечении нарушителей закона к ответственности должна исходить от них. Между тем должностные лица государственных корпораций не всегда соглашаются подавать заявления в правоохранительные органы, мотивируя тем, что ущерб небольшой, нет претензий от заказчиков или какими-то другими причинами». Он считает, что внесение соответствующих изменений направлено на повышение эффективности механизмов защиты государственных интересов при реализации государственного оборонного заказа, национальных проектов, а также в сфере госзакупок.

Важно, чтобы поправки не развязали руки недобросовестным правоохранителям для бездумной охоты за показателями, говорит менеджер предприятий оборонной промышленности. Такие случаи, к сожалению, уже были в отрасли, напомнил он. Сейчас ценность «палки» (т. е. раскрытого дела) по хищениям в сфере гособоронзаказа высока, поскольку к проблеме проявляет интерес высшее руководство страны, продолжает он, но можно надеяться, что законопроект не приведет к валу необоснованных дел.