Россияне получат учетную запись на «Госуслугах» при рождении
Такая мера предусмотрена в проекте «Цифровой профиль гражданина»Создание учетной записи пользователей на портале госуслуг будет проводиться по умолчанию при любом обращении граждан в госорганы – например, при рождении ребенка или при получении паспорта. Такое нововведение предлагается проектом «Цифровой профиль гражданина» (ЦПГ), за разработку которого отвечает рабочая группа «Национальная инновационная система», возглавляемая вице-премьером Дмитрием Чернышенко. С проектом программы ознакомились «Ведомости».
Сегодня для создания профиля на портале госуслуг гражданину России нужно сообщить ФИО, номер мобильного телефона и адрес электронной почты, СНИЛС и паспортные данные. После этого нужно лично явиться в МФЦ или пройти идентификацию через одно из банковских приложений (например, ВТБ, «Сбера» или Почта-банка). Только после этого запись считается подтвержденной и клиент получает доступ ко всем услугам портала. По состоянию на апрель 2021 г. подтвержденную учетную запись на портале госуслуг имели 77 млн граждан страны. Одна из целей ЦПГ – увеличить долю зарегистрированных на «Госуслугах» россиян к 2024 г. до 85%.
Авторы ЦПГ предлагают изменить процедуру регистрации таким образом, чтобы учетная запись создавалась автоматически, как только гражданин или его опекуны обращаются за каким-либо документом лично. Сопутствующая этой процедуре проверка удостоверения личности будет служить одновременно идентификацией для портала госуслуг. С этого времени личный кабинет гражданина будет сформирован, и там уже будут собраны его документы, туда же будут автоматически направляться все запрошенные справки.
Предполагается, что в перспективе россиянину не нужно будет даже получать пароль для входа на сайт – система будет опознавать визитера по лицу или голосу. Правда, для этого человек должен будет зарегистрироваться (т. е. сдать образцы биометрии) в Единой биометрической системе.
Автоматическая регистрация на госуслугах – один из четырех проектов ЦПГ. В целом они направлены на развитие систем биометрии, централизацию и систематизацию использования документов. Например, приложение «Госдоки» позволит создать цифровые дубликаты всех бумажных государственных документов (кроме паспорта) и предъявлять их по мере надобности.
В паспорте ЦПГ указано, что реализация проектов будет иметь долгосрочный социально-экономический эффект: в частности, втрое ускорит идентификацию при обслуживании граждан в офлайн-каналах (с 30 до 10 секунд), сократит издержки бизнеса и госорганизаций на проверку и обработку данных, поможет сэкономить на печати бумажных документов и снизит ущерб от мошеннических действий, связанных с подменой данных при идентификации.
«Основная цель всех этих обновлений – достижение показателей работы Минцифры, заложенных в нацпрограмме «Цифровая экономика», к 2024 г.», – считает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Несмотря на то что проникновение сервисов госуслуг в России уже довольно высокое, используют их пока нечасто, а скоро это будет чуть ли не основной канал взаимодействия граждан с государством, соглашается гендиректор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин: «Введение регистрации по умолчанию – логичный шаг. Но, к сожалению, тотальный контроль никто не отменял. Проблема заключается еще и в «единой точке сбоя». Если что-то пойдет не так, то последствия будут очень серьезными».
Это шаг к минимизации контактов с государством при максимизации контроля со стороны государства над нашими цифровыми следами, рассуждает декан факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук им. Шанина Виктор Вахштайн: «Однако это все еще не цифровое государство. Цифровое государство предполагает замену бюрократии алгоритмом, делегирование функций нечеловеческим бюрократам. В нашем случае речь об уменьшении чиновничьего аппарата не идет».
Россия – самая технооптимистичная страна в Европе и доверие технике в России выше, чем доверие любым социально-политическим институтам, констатирует Вахштайн: «С социальной точки зрения увеличение цепочки технологических посредников и минимизация контактов с институцией повышает доверие к ней. Еще несколько лет назад Сбербанк считался синонимом отсталой бюрократической системы, а сейчас «Сбер» – это то, что у вас в смартфоне. Этот феномен отчетливо характеризует Россию в последние годы».
По данным исследования «Инновационный барометр», которое проводит Шанинка, до пандемии количество технофобов в стране (т. е. тех, кто считал, что развитие технологий представляет собой угрозу для человечества) составляло 8%, а сейчас их уже 23% населения.
«Непонятно, сработает ли инициатива с автоматической регистрацией на госуслугах сейчас, когда, с одной стороны, в период пандемии выросла технофобия, а с другой стороны, увеличились риски потери данных», – резюмирует Вахштайн.