Российская сторона не дала подробных пояснений о переброске войск
Но вероятность конфликта с Украиной низкаРоссия отказалась обсуждать ситуацию с наращиванием своего военного присутствия на границе с Украиной и в Крыму согласно процедурам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Об этом 10 апреля в своем Twitter сообщила делегация США в ОБСЕ. «Мы сожалеем, что Россия не воспользовалась этой возможностью для решения проблем и снижения рисков согласно Венскому документу», – говорится в заявлении делегации.
Венский документ 2011 г. касается мер доверия в регионе ОБСЕ. Согласно параграфу 16, государства-участники обязуются проводить консультации при незапланированном перемещении своих войск. Именно этот параграф 10 апреля задействовала Украина, инициировав заседание в ОБСЕ по поводу усиления российского воинского контингента у своих восточных границ и в Крыму.
Россия не приняла участия в этом заседании, на что последовала негативная реакция Франции и Германии. В совместном заявлении, опубликованном на официальном сайте делегации ФРГ в ОБСЕ, Берлин и Париж поддержали украинскую позицию. На Западе считают, что Киев имел все основания созвать заседание из-за «масштабных передвижений российских войск на границе с Украиной». Представители ФРГ и Франции также отметили, что Россия не дала надлежащего ответа украинской стороне. По их заявлению, в Москве ограничились словами о том, что все передвижения войск проводились в рамках обычных учений и потому не требовали одобрения со стороны.
Ужесточить политику в отношении России, усилив санкционное давление, предложили в Европарламенте. Лидер Европейской народной партии (фракция, объединяющая консервативные партии) Манфред Вебер в своем интервью медиагруппе Funke, опубликованном 11 апреля, обвинил Москву в военных провокациях. По словам Вебера, в случае эскалации конфликта США и ЕС должны дать «сильный недвусмысленный ответ» в виде масштабного замораживания счетов «российских олигархов» или отключения России от платежной системы SWIFT.
Ранее канцлер ФРГ Ангела Меркель потребовала от президента России Владимира Путина отвести войска от границ с Украиной. Об этом 8 апреля сообщила заместитель официального представителя правительства ФРГ Ульрике Деммер.
«Мы не исключаем, что руководство [Украины] опять посчитает возможным решать внутреннюю проблему силовыми методами. Опасно ли это для нас? Конечно, опасно. Должны ли мы принимать меры для обеспечения своей безопасности? Должны. Вот мы это и делаем».
С этим не согласен пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В интервью телеканалу «Россия 1» на вопрос, требовала ли Меркель свернуть усиление российских войск на границе с Украиной, Песков ответил: «Нет» (цитата по ТАСС). Пресс-секретарь президента заявил, что канцлер Германии лишь выразила обеспокоенность концентрацией российских войск в приграничном районе.
Минобороны России на прошлой неделе объявило, что переброски проводятся в рамках контрольных проверок по итогам обучения войск, начальник Генштаба Валерий Герасимов прибыл 9 апреля проверять войска в Хабаровск – штаб Восточного военного округа.
Как отмечает политолог Федор Лукьянов, российский отказ обсуждать передвижение войск в рамках процедур ОБСЕ прост и логичен. Москва не признает правомерность требований из Киева, считая, что не должна давать отчет за переброски своих войск на своей же территории. «В сегодняшней фазе мировой политики апеллирование к пунктам того или иного статута уже не является руководством к действию», – поясняет Лукьянов. При этом Россия недвусмысленно дает понять, что любые насильственные действия, направленные против нее, получат решительный отпор. Большая война же не нужна ни Москве, ни в первую очередь Киеву, для которого военный конфликт обернется массой проблем. «В скором времени можно ожидать спада напряжения. Проблема, однако, не решена, она тупиковая и в будущем еще даст о себе знать», – резюмирует эксперт.
По словам программного директора РСМД Ивана Тимофеева, в случае эскалации конфликта в Донбассе действительно встанет вопрос о новых антироссийских санкциях. Потенциальные варианты для обсуждения в Брюсселе – новые секторальные санкции или расширение персональных ограничений. Отключение же России от платежной системы SWIFT Тимофеев считает маловероятным. «Европарламент уже принимал много жестких резолюций, в том числе по Навальному, но обязательной силы они не имеют. Совет ЕС исходит из прагматичных интересов самого ЕС», – поясняет он.