В Китае призвали к бойкоту западных брендов за отказ от хлопка из Синьцзяна
Этот отказ они мотивируют использованием труда заключенныхВ Китае расширяется кампания в интернете против западных брендов одежды в связи с отказами от закупок ими хлопка в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Правительства США и других западных стран обвиняют китайское правительство в нарушении прав уйгуров – коренных жителей Синьцзяна. Как сообщает агентство Reuters, наряду со шведской компанией H&M под удар попали Nike и Adidas. Китайские интернет-пользователи возмущены отказом брендов закупать производимый в Синьцзяне хлопок и призывают бойкотировать их товары.
Массовая кампания против ритейлера H&M стартовала 24 марта после заявлений компании, что на хлопковых плантациях в Синьцзяне используется принудительный труд уйгуров. Ранее в октябре 2020 г. объединение Better Cotton Initiative (BCI), в состав которого помимо H&M входят Nike и Adidas, решило бойкотировать синьцзянский хлопок из-за подозрений в нарушении китайскими властями прав человека.
BCI также подверглось жесткой критике в китайском сегменте интернета. Пользователи требуют от Adidas либо покинуть BCI, либо прекратить свою деятельность на территории КНР. Другие комментаторы призывают покупать продукцию китайских брендов Li Ning и Anta, игнорируя западные компании.
По данным Reuters, уже утром 25 марта магазины H&M исчезли с ряда китайских электронных карт. Страница H&M на китайской торговой платформе Alibaba’s Tmall также оказалась недоступной.
В нападках на западные компании были замечены государственное китайское телевидение и сами власти КНР. Канал ССTV обвинил H&M во лжи и призвал бойкотировать ритейлера. Официальный представитель министерства коммерции КНР Гао Фань заявил, что обвинения в использовании принудительного труда абсолютно надуманны, и призвал компании «скорректировать свое поведение».
АР также связывает нападки на компании с санкциями против китайских чиновников, якобы виновных в нарушении прав человека в Синьцзяне. Эти санкции были приняты 22 марта по решению США, Евросоюза, Великобритании и Канады. В ответ Китай ввел санкции против 10 европейских парламентариев, ученых и политиков за вмешательство во внутренние дела СУАРа.
Как отмечает политолог Василий Кашин, массовая травля иностранных брендов в Китае происходит регулярно. Большинство таких кампаний явно поддерживаются китайским правительством. По словам Кашина, западные бренды чувствуют себя неуютно, зная, что «нарваться на травлю легко». «Для многих международных брендов Китай – это первый или второй рынок, поэтому его потеря будет для них сильным ударом», – поясняет эксперт.
В китайской пенитенциарной системе действительно широко используется принудительный труд, а многие уйгуры находятся в китайских исправительных лагерях. При этом, замечает Кашин, нельзя с уверенностью говорить, что заключенные трудятся на хлопковых плантациях в Синьцзяне. Уйгурская тема в отношениях Запада и Китая вообще «очень токсичная», так как США обвиняют Пекин в геноциде.
При этом, поясняет эксперт, действия китайских властей в Синьцзяне скорее можно описать как жесткое подавление любых признаков сепаратизма, а не геноцид. «Теперь H&M придется выбирать – либо они поддержат западную линию, либо остаются на китайском рынке. Если бренд нарушит свои обязательства и нанесет ущерб китайской экономике, то его могут сильно наказать по государственной линии», – резюмирует Кашин.