Россия не хочет ухудшать отношения после личного выпада Байдена против Путина

Отзыв посла стал умеренной симметричной мерой
Сам Путин не только ответил Байдену, но и предложил продолжить дискуссию с ним в прямом эфире
Сам Путин не только ответил Байдену, но и предложил продолжить дискуссию с ним в прямом эфире / Андрей Гордеев / Ведомости

Еще вечером 17 марта Россия заявила о вызове для консультаций посла России в США Анатолия Антонова в качестве ответной меры на интервью президента Джо Байдена телеканалу ABC, где он согласился с тем, что Владимира Путина можно назвать убийцей. Консультации нужны, чтобы не допустить «необратимой деградации» отношений с США, заявила представитель МИДа Мария Захарова.

18 марта она добавила, что Антонов пробудет в Москве «столько, сколько нужно». Россия при этом не будет своими действиями ухудшать двусторонние отношения, подчеркнула Захарова. Сам Путин не только ответил Байдену (см. врез), но и предложил продолжить дискуссию с ним в прямом эфире.

Россия всего однажды отзывала посла из США для консультаций – это произошло в декабре 1998 г. после бомбежек Ирака, отзыв продлился пять дней.

По словам научного сотрудника Института США и Канады РАН Павла Кошкина, сейчас российский посол вызывается, чтобы «определиться с риторикой и дальнейшей политикой в отношении США». Как отмечает Кошкин, во время консультаций будут обсуждаться стратегические вопросы российско-американских отношений на ближайшие 5–10 лет. По мнению эксперта, важным знаком будет время пребывания посла в Москве. Если он задержится надолго, это будет «настораживающий знак». При этом конструктивное развитие отношений с Вашингтоном все еще возможно. Москва, как считает эксперт, пока не намерена именно отзывать посла из США и делает предупредительный выстрел. «Для отзыва нужен повод посерьезнее», – поясняет Кошкин.

«Кто как обзывается, тот так и называется»

Владимир Путин ответил Джозефу Байдену:
«И что бы я ему ответил? Я бы сказал ему: «Будьте здоровы». Я желаю ему здоровья. Говорю это без иронии, без шуток. Это первое.
Второе. <...> в детстве мы во дворе, когда спорили друг с другом, говорили так: кто как обзывается, тот так и называется. И это не просто детская поговорочка и шутка. Смысл очень глубокий психологический в этом. Мы всегда в другом человеке видим свои собственные качества и думаем, что он такой же, как и мы, и, из этого исходя, оцениваем его действия и даем оценку.
Что касается американского истеблишмента, руководящего, правящего класса, не американского народа в целом <...> то его сознание складывалось в известных и довольно непростых условиях. Ведь освоение европейцами американского континента было связано с истреблением местного населения, с геноцидом, как сегодня говорят <...> индейских племен. Затем последовал очень жесткий, большой, тяжелый период рабства, рабовладения, очень жестокий. Все это идет по истории, до сегодняшнего дня сопровождая жизнь Соединенных Штатов. Иначе откуда взялось бы движение Black Lives Matter? До сих пор афроамериканцы сталкиваются с несправедливостью и истреблением. Руководствуясь такими соображениями, правящий класс Соединенных Штатов решает и внутриполитические, и внешнеполитические проблемы <...> И мы будем с ними работать, но в тех областях, в которых мы сами заинтересованы, и на тех условиях, которые мы считаем выгодными для себя. И им придется с этим считаться <...> несмотря на все попытки остановить наше развитие, несмотря на санкции, оскорбления <...>».

Реакцию российских властей на высказывание Байдена Кошкин называет «ожидаемой и симметричной». Российская сторона, полагает эксперт, разрушила стереотип о том, что Москва всегда отвечает асимметрично. По его мнению, имел место «троллинг» со стороны Москвы, а риторика Путина – «посмотрите на себя» – в чем-то схожа с реакцией Дональда Трампа на провокационный вопрос о президенте Путине в 2017 г.

Тогда экс-президент ответил ведущему телеканала Fox News, который назвал российского лидера «убийцей», что и США «не такие уж невинные» и что с Россией выгодно ладить. Кошкин допускает, что американского президента могли спровоцировать на резкие слова в адрес российского лидера. И новый хозяин Белого дома поддался на провокацию – в отличие от его предшественника Трампа. В целом же Байден более озабочен внутриполитическими вопросами и потому действует с оглядкой на «внутреннюю аудиторию». Эту аудиторию составляют демократы и республиканцы, которые достигли консенсуса в том, что Россия – угроза для США.

Как отмечает руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павел Шариков, в сложившейся ситуации можно ожидать любого развития событий. При этом высказывание Байдена «было непохоже на заявление президента – такие вещи должны говориться при других обстоятельствах». Президент, как считает Шариков, либо не понял вопроса, либо погорячился. Не стоит ожидать, что американцы теперь возьмут свои слова назад, однако эскалация конфликта не нужна ни Москве, ни Вашингтону, поясняет эксперт.

Россия, хоть и имела полное право хлопнуть дверью, отреагировала достаточно сдержанно и тем самым предотвратила возможное развитие конфликта. По мнению Шарикова, сейчас в Вашингтоне будут пытаться сгладить высказывание Байдена, потому что «эскалация на основе одного бездоказательного заявления – это глупо». Серьезных последствий заявление американского президента иметь не будет, считает Шариков. При этом российская сторона, полагает эксперт, также ответственна за создание негативного мнения американцев о себе.