Четыре руководителя региональных управлений СКР отстранены от работы
Они допустили волокиту при расследовании простых делКак сообщил Следственный комитет России (СКР) в своем пресс-релизе от 11 марта, решением председателя комитета Александра Быстрыкина были временно отстранены от работы руководители четырех региональных управлений: Андрей Лелеко (Новосибирская обл.), Алексей Сердюков (Калмыкия), Альберт Кизимов (Тверская обл.) и Алексей Назин (Курская обл.). Работу этих управлений проверят комиссии из центра. Эти решения приняты по итогам заседания коллегии СКР 5 марта.
В Тверской области, как говорится в пресс-релизе, зафиксировано сокращение количества уголовных дел, направленных в суд, а «расследование значительного числа дел занимает срок свыше двух месяцев при небольшой нагрузке на следователей». При росте сообщений о коррупции число коррупционных дел снизилось. Руководитель Тверского управления Кизимов был назначен на свой пост в сентябре 2019 г.
В Курской области были допущены «управленческие ошибки руководящего состава». Отмечаются также недостатки в планировании, волокита при расследовании уголовных дел и проведении проверок по сообщениям о преступлениях. Руководитель Курского управления Назин был назначен на этот пост еще летом 2013 г. В Калмыкии было выявлено большое число необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел, число расследованных дел невелико, и среди них преобладают дела по преступлениям средней и меньшей тяжести. Начальник местного управления Сердюков был назначен в августе 2020 г.
«Возбуждено более 18 500 уголовных дел о коррупционных преступлениях, в суд направлено 8639 дел о коррупции в отношении 9571 лица. В целях возмещения причиненного ущерба арестовано имущество на сумму более 10 млрд руб., что на 3 млрд руб. превышает показатель 2019 г. Также в суд направлены уголовные дела в отношении 466 лиц, обладающих особым правовым статусом». 5.03.2021
В Новосибирской области, как отмечается в пресс-релизе, более 100 уголовных дел за год были возвращены на доработку, что значительно больше средних общероссийских показателей. Помимо этого выросло число уголовных дел, которые расследовались свыше двух месяцев, из-за этого возросло число содержащихся под стражей в СИЗО. Речь в этом случае, по словам источника в СКР, идет не о сложных и многоэпизодных расследованиях, а о простых делах, которые можно и нужно расследовать быстро.
Зафиксировали в СКР и рост числа требований прокуратуры об устранении нарушений закона в ходе следствия, больше стало также обращений от жителей Новосибирской области, поступающих в центральный аппарат СКР. Отстраненный от работы начальник управления Лелеко был назначен на этот пост в июле 2016 г.
По словам источника, близкого к мэру Новосибирска, к начальнику управления СКР могли быть претензии со стороны местных контрразведчиков, поскольку расследование многих уголовных дел выглядело довольно странно. При этом каких-то открытых конфликтов у руководителя СКР с администрацией области не было, говорит собеседник «Ведомостей».
Новосибирский политолог Алексей Мазур отмечает, что в Новосибирской области перед отстранением Лелеко сменились и многие другие руководители правоохранительных структур региона – прокуратуры, МВД, ФСБ. «Он единственный, кто оставался из долгожителей, причем, по слухам, сначала его хотели не снимать, а переводить в другую службу на иной пост». Он добавил, что все претензии, предъявленные к Лелеко, лишь формальные.
«По факту главные силовики в регионах – сотрудники ФСБ, а руководители следственных управлений – инструменты федеральной политики, несамостоятельные фигуры, не являющиеся альтернативой исполнительной власти», – утверждает политолог Константин Калачев. Он отметил, что сейчас отношения между губернаторами и силовиками стали проще, так как «все живут по общим понятным правилам».