«Дочки» ОАК не хотят уезжать из Москвы
Сроки реформы авиастроения могут быть пересмотреныК 1 марта 2021 г. должна была завершиться перерегистрация управляющих компаний, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Этого не случилось. Тем не менее, как сообщили «Ведомостям» два источника в авиапромышленности и источник в «Ростехе», отказываться от инициированной в начале февраля реформы авиастроительной отрасли никто не собирается, «хотя коррективы возможны». Представители «Ростеха» и ОАК от комментариев воздержались.
2 февраля на совещании руководства «Ростеха» был принят протокол о мерах по трансформации ОАК. Согласно этому протоколу, планировалось объединить конструкторские бюро и дирекции программ по разработке, совершенствованию и поддержке эксплуатации самолетов Sukhoi SuperJet, МС-21, Су-57, МиГ-35, Ил-76, Як-130, Бе-200 на одной площадке управляющей компании ОАК.
Протокол предписывал к 1 марта подготовить план-график этого объединения, а сам процесс трансформации завершить до конца 2021 г. Также к 1 марта планировалось «осуществить изменение юридических адресов» дочерних предприятий ОАК – ПАО «Компания «Сухой», АО «РСК «МиГ», ПАО «Иркут», ПАО «Ил» и ПАО «Туполев» (сейчас дирекции программ и КБ входят в их состав) на «промышленные площадки (заводы)». Кроме того, «Ростеху» должна была быть представлена для согласования «методология дифференцирования персонала» (включая производственный) – по словам источника в одной из «дочек» ОАК, это было нужно для обоснованных расчетов по сокращению персонала. Подлинность протокола в феврале «Ведомостям» подтвердили и в «Ростехе», и в ОАК.
По словам двух источников в авиапромышленности, перерегистрация в регионах к 1 марта не произведена, но указаний об ее отмене нет, так что этот процесс, как считают собеседники «Ведомостей», будет продолжен. Предварительные варианты плана-графика по передаче КБ и дирекций программ в ОАК составлены, но продолжают уточняться, говорят они. В целом никто от дальнейшего реформирования ОАК не отказывается, хотя сроки и конкретные меры могут подвергнуться корректировке, утверждают два источника «Ведомостей».
По сути, главная проблема затеянной реформы – нежелание дочерних предприятий ОАК покидать Москву и переезжать в регионы. «Никто из Москвы уезжать не хочет, при этом никто так и не понял, придется это делать или нет, планы по сокращению персонала также постоянно меняются, этим и вызвано негативное отношение к инициативам «Ростеха», – говорит менеджер одной из московских «дочек» ОАК.
Понятно, что уговорить кого-то переехать из Москвы в Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Ульяновск или даже подмосковные Луховицы (там находится производственная площадка РСК «МиГ») вряд ли удастся, при этом люди опасаются, что несогласных просто уволят, говорит другой собеседник «Ведомостей». «Ходят разговоры, что с учетом негативного имиджа инициатора трансформации – руководителя авиационного кластера «Ростеха» Анатолия Сердюкова – наверху могут отказаться от реформы», – добавляет он.
С формальной точки зрения перерегистрацию предприятий можно завершить очень быстро, за две-три недели, разъясняет партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Но на практике ИФНС очень не любят переезды налогоплательщиков, даже если в результате просто меняется налоговая инспекция. А если к тому же меняется и регион юрисдикции, ситуация становится совсем непростой: процесс затягивается невероятно, хотя он должен быть невидим для налогоплательщика. Для обычной компании потратить несколько месяцев или даже год на смену адреса в порядке вещей, продолжает Клеточкин. Для таких госкорпораций и госкомпаний, как «Ростех» и ОАК, ситуация должна быть полегче, но быстро все равно обычно не получается, говорит юрист.
По словам директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в перерегистрации «дочек» ОАК заинтересованы прежде всего администрации регионов, куда они могут переехать, – это увеличит их налогооблагаемую базу. «Массовый переезд сотрудников из Москвы едва ли возможен, даже если речь идет о высококвалифицированных производственных рабочих, на которых завязаны важные технологические процессы, – полагает Пантелеев. – Но делать из этого трагедию не стоит».
Во многих отраслях, в том числе и в машиностроении, основной производственный персонал часто работает вахтовым методом в соседнем регионе, если там больше зарплата, и возвращается домой на выходные, указывает он. Некоторые виды деятельности при наличии современных коммуникаций могут вообще не требовать присутствия человека в конкретной географической точке, продолжает Пантелеев. Предложенная трансформация несет в себе риски, но, как показывает опыт других отраслей, ничего невозможного в реорганизации нет, а выиграют от нее в первую очередь регионы, заключает он.