Объединенную авиастроительную корпорацию ждет серьезная реформа
Ее вдохновителем является Анатолий СердюковРоссийскую авиапромышленность ожидает серьезная реформа, в ходе которой планируется оптимизировать один из уровней управления и создать условия для плавных сокращений персонала до 2025 г. Опубликованный 18 февраля интернет-ресурсами протокол совещания руководства госкорпорации «Ростех» 2 февраля «По вопросам организационной трансформации ПАО ОАК» является подлинным, подтвердили несколько менеджеров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), а представитель «Ростеха» подтвердил наличие изложенных в документе планов.
«Конструкторские бюро и дирекции программ (в частности, по созданию и развитию самолетов – к примеру, Sukhoi SuperJet, МС-21, Су-57, МиГ-35, Ил-76. – «Ведомости») планируется объединить на одной площадке ОАК. Планируется также перенос юридических адресов всех управляющих компаний (например, компании «Сухой», РСК «МиГ», «Иркут», «Ильюшин». – «Ведомости») по месту нахождения серийных авиастроительных заводов.
Объединение конструкторских бюро и программных дирекций на площадке ОАК означает переход с трехзвенной на двухзвенную систему управления, которая практикуется во всех других холдингах «Ростеха». Идущие изменения призваны оптимизировать процессы и улучшить финансовое положения ОАК. Процесс трансформации стартует 1 марта, он будет очень вдумчивым, кропотливым и продлится ориентировочно до 2025 г.», – сообщил представитель «Ростеха».
В самом совещании кроме гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова участвовали руководитель авиационного кластера «Ростеха» и бывший министр обороны Анатолий Сердюков, гендиректор ОАК Юрий Слюсарь и топ-менеджеры «Ростеха». Сердюков, по словам двух менеджеров двух субхолдингов ОАК, является основным вдохновителем плана.
По словам представителя ОАК, «процессы корпоративной трансформации, по сути, уже запущены. В частности, в ОАК уже переданы функции единоличного исполнительного органа «Сухого», «Ильюшина». Реализуется программа централизации управления предприятиями, которая предусматривает исключение дублирующих административных функций, создание общекорпоративных центров компетенций и обслуживания, расширение кооперации для более эффективной реализации самолетостроительных программ. Авторитетные конструкторские школы при этом продолжат развиваться».
По словам источника в оборонной промышленности, «реформа назрела давно. Сегодня ОАК – это сложная громоздкая структура, где несколько уровней управления. Только в Москве – более 20 000 сотрудников, разумеется, не только управленцев и финансистов, но и инженеров и конструкторов, при том что основные заводы сосредоточены в регионах – Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Казани, Нижнем Новгороде, Подмосковье и т. д. Это неэффективная модель, огромные расходы, избыточный менеджмент. Реформа призвана ликвидировать управленческие прослойки между ОАК и заводами, отправить менеджеров из Москвы на реальное производство». При этом, по его словам, численность инженеров и конструкторов планируется оптимизировать только в случае явного дублирования ими функций.
По словам источника в одном из субхолдингов ОАК, в управляющей структуре РСК «МиГ» (куда относится инженерный центр численностью около 500 человек и другие административные подразделения в Москве и Подмосковье) в прошлом году было сокращено несколько сотен человек и осталось чуть больше 2000 сотрудников.
В компании «Сухой» на начало 2020 г. было около 21 000 человек, из которых 10 000 было занято на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, около 6000 – на авиазаводе в Новосибирске и 4500 насчитывал персонал в КБ и корпоративном центре (выполняющем управленческие функции) в Москве, а также инженерный, летный и другой персонал в подмосковном Жуковском и Ахтубинске, где находится Государственный летно-испытательный центр Минобороны.
В 2020 г. в «Сухом» было сокращено 1500 человек, план на этот год – 1100 человек, продолжает собеседник «Ведомостей». По словам источника в одном из субхолдингов ОАК, механические сокращения сами по себе не обеспечат эффективность, а оптимизация и передача ряда услуг, например охраны, на аутсорсинг может даже увеличить накладные расходы. Он надеется, что к сокращению персонала подойдут действительно тщательно и реализация основных программ не пострадает.