Военный переворот в Мьянме станет вызовом для новой администрации США

Но на связи с Россией он не окажет отрицательного влияния
Военный переворот произошел в день, когда должно было состояться первое заседание парламента нового созыва
Военный переворот произошел в день, когда должно было состояться первое заседание парламента нового созыва / AFP

Вооруженные силы Мьянмы 1 февраля взяли власть в свои руки и сместили гражданское правительство, объявив чрезвычайное положение (ЧП). Руководителем страны по итогам заседания Совета национальной обороны и безопасности стал главнокомандующий вооруженными силами старший генерал Мин Аун Хлайн. Президент страны от теперь уже бывшей правящей партии – Национальной лиги за демократию (НЛД) Вин Мьинт, фактический лидер НЛД нобелевский лауреат Аун Сан Су Чжи и другие чиновники от НЛД арестованы.

Во время предыдущего правления военных Аун Сан Су Чжи находилась под домашним арестом, ее партия победила на выборах в 2015 г. По сообщению информагентств, в стране сохраняется спокойная обстановка, но жители стали скупать продукты длительного хранения и снимать наличные деньги в банкоматах.

Военные задолго до переворота обвиняли НЛД в нарушениях на прошедших 8 ноября прошлого года выборах парламента, где эта партия получила 82% мест в парламенте, а близкая к армии Партия сплоченности и развития союза лишь 6%, что объясняется принятой в стране мажоритарной системой голосования в один тур. Военный переворот произошел в день, когда должно было состояться первое заседание парламента нового созыва. Генерал Мин Аун Хлайн заявил, что военные вводят ЧП на один год, после чего проведут демократические выборы с передачей власти победившей партии, однако не назвал их дату.

Как отмечает руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков, военные пытались решить ситуацию в правовом поле и оспаривали итоги выборов, однако им было в этом отказано. «Армия потеряла бы лицо, если бы согласилась с таким решением. А армия удерживает страну, где масса национальных меньшинств», – поясняет Мосяков. По мнению эксперта, для страны теоретически существует два варианта. Если к выборам допустят НЛД, то Мьянма пойдет по пути демократии и восстановления статус-кво. Если же НЛД не позволят принять участие в этих выборах, то страна будет двигаться к военной диктатуре.

По словам Мосякова, жесткой реакции на события в Мьянме следует ожидать от США. «Администрация Обамы полагала переход Мьянмы от авторитаризма к демократии одной из своих заслуг. А так как новая администрация Байдена – это люди Обамы, для них станет сюрпризом, что выращенный ими цветок демократии на самом деле завял», – отмечает эксперт. «Доверительные отношения» России и Мьянмы в военной сфере не пострадают, однако говорить о том, что переворот был «в пользу Москвы», было бы неправильно, считает эксперт. При этом, замечает Мосяков, не стоит искать в происшедшем российский след. Происходящее в Мьянме – это исключительно ее внутренние проблемы, резюмирует Мосяков.

21 января посетивший Мьянму министр обороны России Сергей Шойгу провел переговоры с Мин Аун Хлайном. По итогам переговоров «Рособоронэкспорт» подписал контракты на поставку зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь С1», беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10Е» и радиолокационных станций. Ранее с Мьянмой был заключен контракт на поставку шести истребителей Су-30СМ. По словам источника в системе военно-технического сотрудничества, в России не ожидают проблем с исполнением этих контрактов, сумма которых не слишком велика и составляет несколько сотен миллионов долларов.