Активистов и родственников Алексея Навального подозревают в помощи вирусу

Уголовное дело может увеличить число митингующих, считает эксперт
В офисе ФБК сотрудники ГУ МВД по Москве провели обыски по делу о нарушении санитарно-эпидемиологических правил
В офисе ФБК сотрудники ГУ МВД по Москве провели обыски по делу о нарушении санитарно-эпидемиологических правил / YURI KOCHETKOV / EPA / TASS

Сторонники политика Алексея Навального и руководители его Фонда борьбы с коррупцией (ФБК, признан Минюстом иностранным агентом) стали подозреваемыми по делу о нарушении санитарных норм на митинге. Вечером 27 января в квартирах самого Навального и его супруги Юлии, других сторонников Навального и в офисе ФБК сотрудники ГУ МВД по Москве провели обыски по делу о нарушении санитарно-эпидемиологических правил (ч. 1 ст. 236 УК, максимальное наказание – лишение свободы до двух лет).

Это дело было возбуждено Главным следственным управлением (ГСУ) ГУ МВД по Москве 23 января после митингов в поддержку Навального. Согласно данным следствия, «организаторы и участники несогласованных акций создали угрозу распространения новой коронавирусной инфекции» – среди митинговавших в Москве были обнаружены больные COVID, имевшие предписания находиться дома.

Обыски начались вечером 27 января и продолжались в ночь с 27 на 28 января в квартирах у многих сторонников Навального и других оппозиционных активистов. Так, следственные действия прошли у Любови Соболь, главы близкого к Навальному «Альянса врачей» Анастасии Васильевой, пресс-секретаря Навального Киры Ярмыш, руководителя московского штаба Навального Олега Степанова, активистки Марии Алехиной. Васильева, Соболь, Алехина, Степанов и брат Алексея Олег Навальный объявлены подозреваемыми по этому делу и задержаны на 48 часов. Обыски проходили также у муниципального депутата Люси Штейн, члена либертарианской партии Игоря Ефремова и главреда «Медиазоны» Сергея Смирнова.

28 января стало известно о том, что руководитель штабов Навального Леонид Волков стал обвиняемым по возбужденному Следственным комитетом России (СКР) еще 22 января уголовному делу о склонении несовершеннолетних к совершению противоправных действий (ч. 2 ст. 151.2 УК). Поводом для обвинения Волкова стал его призыв выйти на акцию, который он разместил на YouTube незадолго до 23 января. В своем видео он называет выход на улицу способом «вытащить Навального из тюрьмы».

В Москве за участие в митингах наказали 267 человек

По данным ГСУ СКР по Москве на вечер 28 января, в сто­лице расследуют девять уголовных дел о применении насилия в отношении предста­вителя власти по ст. 318 УК России. ­«Органами внутренних дел к административной ответствен­ности на данный момент при­влечено 267 человек», – говорится в сообщении ГУ МВД по Москве, в котором предупреждается о последствиях повторения несанкционированных акций 31 января. Всего, по данным СКР, в России расследуется более 20 уголовных дел, возбужденных в результате несанкционированных митингов 23 января. Помимо дел о применении к правоохранителям насилия есть дела о хулиганстве, подстрекательстве к беспорядкам и перекрытии дорог. Всего, по данным проекта «ОВД-инфо», на акциях по всей России было задержано свыше 4000 человек. В Москве, по данным ГУ МВД, 110 задержанным назначено наказание в виде административного ареста.f

«Волков достоверно знал об отсутствии согласований уполномоченных органов на проведение митингов в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, несмотря на это, 21 января он разместил на видеохостинге YouTube публикации с призывами к несовершеннолетним об участии в несанкционированных митингах на территории Москвы и других городов России», – говорится в сообщении пресс-службы СКР. Максимальное наказание по этой статье – до трех лет лишения свободы. В сообщении говорится, что «работа по установлению лиц, опубликовавших призывы к неограниченному кругу несовершеннолетних об участии в противоправной деятельности, продолжается».

Волков заявил в своих соцсетях, что этим делом власти занимаются «навязыванием ложной повестки. Все знают – никакого «вовлечения несовершеннолетних» не было», пишет он. По его мнению, это «абсурдное дело» нужно, чтобы все «переживали и говорили о нем».

Волков является фигурантом и другого уголовного дела, возбужденного СКР против сотрудников ФБК. По данным СКР, с января 2016 г. по декабрь 2018 г. сотрудники фонда получали от третьих лиц крупные суммы в рублях и валюте. После заведения дела Волков покинул Россию, сейчас он живет в Германии.

По мнению политолога Михаила Виноградова, власти заведенными против сотрудников ФБК делами пытаются запугать людей и снизить явку на протестные акции, в то же время по факту это ее повышает, так как недовольные ставятся перед моральным выбором. «Моральный выбор сделать легче, чем содержательный, и моральное желание пойти на митинг возрастает», – говорит он. Он отметил, что после таких дел у граждан появляется ощущение «абсурда» от происходящего.

По словам источника в правоохранительных органах, относительно мягкая «эпидемиологическая» часть 1 статьи 236 УК применяется в связи с несанкционированными митингами впервые, нельзя исключать, что следствие не будет ходатайствовать о заключении задержанных под стражу. Что касается самого Навального, то Московский областной суд отклонил 28 января жалобу его защиты на месячный арест по решению Химкинского суда от 18 января.