Власть сплотилась ради защиты подрастающего поколения от митингов
Государство готовится к несанкционированным акциям 23 января по всем фронтам23 января в большинстве крупных городов России сторонниками Навального планируются акции протеста в его поддержку. Мероприятия будут несогласованными – вовремя уведомить власти о митингах после ареста Навального 18 января было невозможно: по закону заявку нужно подавать заранее.
Политика и основателя Фонда борьбы с коррупцией (ФБК; включен Минюстом в реестр НКО-иноагентов) поместили под стражу после того, как 17 января он вернулся из Германии, где лечился после попытки его отравления – по его собственным словам, сотрудниками ФСБ. Из-за пропуска Навальным назначенных посещений уголовно-исполнительной инспекции ФСИН потребовала у суда заменить условный срок Навальному по делу о хищении средств компании «Ив Роше» на реальный (3,5 года лишения свободы), суд по этому вопросу пройдет 2 февраля.
В порядке профилактики
Власти подготовились к мероприятиям заранее: с конца 2020 г. ужесточены меры в отношении участников митингов, к тому же действуют новые правила, которые обязывают интернет-площадки, включая соцсети, удалять запрещенную по закону информацию. Поэтому Роскомнадзор 21 января предупредил о возможных штрафах «за привлечение несовершеннолетних к участию в несанкционированных массовых мероприятиях».
Штраф за первый отказ удалить информацию составляет для юрлиц от 800 000 до 4 млн руб. Первым предупреждение получил видеосервис TikTok, сообщила 20 января пресс-служба Роскомнадзора. Пользователи портала устроили флешмоб, рассказывая о предстоящих протестах. Генпрокуратура 21 января в своем Telegram-канале сообщила, что «лицам, призывающим к незаконным действиям, объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона».
20 и 21 января сотрудники правоохранительных органов приходили по адресам, где зарегистрированы сотрудник ФБК Николай Ляскин, пресс-секретарь ФБК Кира Ярмыш, политики Дмитрий Гудков и Юлия Галямина, чтобы провести профилактические беседы. Полиция приходила также к журналисту «Эха Москвы» Александру Плющеву и главреду «Медиазоны» Сергею Смирнову. Вечером 21 января была задержана соратница Навального Любовь Соболь – по словам ее адвоката Владимира Воронина, за призывы к участию в акции 23 января. В Twitter о собственном задержании сообщил юрист ФБК Владлен Лось. Юрист ФБК Вячеслав Гимади сказал РБК, что «речь идет об определенных вопросах миграционного законодательства», хотя Лось – гражданин Белоруссии – находится в России законно. Прокуратура Москвы сообщила 21 января, что всего предупреждения получили 28 человек. А Следственное управление СКР по Татарстану заявило 21 января, что в отношении неустановленных лиц возбуждено уголовное дело о призывах к массовым беспорядкам в интернете.
На защите стабильности и детей
Власть приготовила также аргументы против организации митингов. Детям нужно рассказывать, что «они могут отстаивать свои права, когда станут старше и действительно смогут понять сущность и подоплеку тех или иных движений», написала у себя в Facebook уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская. Первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой (курирует охрану общественного порядка) заявил об «интересантах из-за рубежа», которые могут «раскачать ситуацию» накануне выборов в Госдуму. Комиссия Госдумы по расследованию вмешательства во внутренние дела России (была создана после летних митингов 2019 г.) уже готова «изучить материалы о возможной причастности зарубежных сил к распространению в ряде социальных сетей призывов к участию в несанкционированных акциях», заявил глава комиссии единоросс Василий Пискарев. По его словам, призывы «особенно пагубно сказываются на подрастающем поколении».
Другие системные партии также не готовы поддержать протесты. «Мы не поддерживаем Навального и считаем его представителем компрадорской части нашего общества, – сказал первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов. – Если отдельные члены партии пойдут, их поведение будет рассмотрено на соответствующих региональных собраниях». По поручению лидера партии Сергея Миронова эсеры участвовали в протестных митингах в связи с итогами выборов в Госдуму на Болотной площади в 2011–2012 гг., как и Навальный, а депутаты фракции в 2012 г. даже приходили на заседания с белыми ленточками – символом протеста – на лацканах пиджаков. Затем к концу 2012 г. позиция партии по отношению к протестам была скорректирована – по сведениям «Ведомостей», с участием администрации президента. КПРФ не будет принимать решения о поддержке этих митингов, сказал «Ведомостям» зампред ЦК Дмитрий Новиков. Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев заявил «Ведомостям», что «не видит в акциях события».
Председатель «Яблока» Николай Рыбаков сказал, что он вправе идти или призывать идти на мероприятия только тогда, «когда может обеспечить людям безопасность». «Власть делает невозможными для людей другие формы протеста, при этом мы прекрасно понимаем, что будут задержания, аресты», – сказал он, поэтому каждый член партии примет решение, идти ли на такую акцию, индивидуально.
Протесты на холоде
В некоторых регионах штабы Навального пробовали согласовать акции, но не успели в силу закона (заявку нужно подавать за 10–15 дней до мероприятия). Депутат Томской гордумы и руководитель штаба Ксения Фадеева сказала «Ведомостям», что власти отказали в согласовании акции именно потому, что заявка была подана позже необходимого срока. После выхода на YouTube 2 марта 2017 г. фильма ФБК «Он вам не Димон», который был посвящен тогдашнему премьер-министру России Дмитрию Медведеву и его собственности, в Томске акцию удалось согласовать, и вышло много людей. Одним из факторов, который способен сейчас повлиять на число участников, по мнению Фадеевой, может быть погода: «У нас холодно будет – минус 20». Заявленные как антикоррупционные акции протеста 26 марта 2017 г. после выхода фильма «Он вам не Димон» были одними из самых крупных за последние годы. В Москве тогда, по данным полиции, на улицы вышло 8000 человек, а по данным ФБК – 20 000–25 000.
На этот раз призыв выйти на митинги прозвучал в опубликованном на YouTube 19 января фильме ФБК, который был посвящен дворцу в Краснодарском крае, владение которым в фильме было приписано Владимиру Путину. О том, что на побережье Черного моря в окрестностях поселка Прасковеевка (Геленджикский р-н) с 2006 г. строится «комплекс для отдыха», а с 2007 г. возделывается виноградник для производства элитных вин, еще в 2010 г. говорил предприниматель Сергей Колесников. О строительстве объектов Колесников сообщал в письме тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, писали «Ведомости» 29 декабря 2010 г. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков опровергал его причастность к строительству тогда, опроверг и 19 января: «Пластинка эта старая. Много лет назад мы уже объясняли, что у Путина нет никакого дворца в Геленджике».
«Перспективы заметных акций в городах есть, и они зависят от того, насколько удастся штабам мобилизовать людей, прежде всего через соцсети», – говорит политолог Владимир Слатинов, ведь во время пандемии люди «засиделись» и для выхода на улицы «нужен лишь повод». Им может стать не только требование освободить Навального, но и реакция на новый фильм ФБК, считает он. Политолог Михаил Виноградов не видит «готовности к массовым выступлениям, соизмеримым с уровнем 2011–2012 гг. или по выборам в Мосгордуму»: «Люди в большей степени потребители политического сериала, который показывает Навальный, но зрители сериала редко выходят спасать героев». Кроме того, сохраняется фактор апатии, которая в прошлом году была характерна и для лоялистов, и для критиков власти, а также постпраздничная атмосфера, полагает он.
В подготовке статьи участвовал Максим Иванов