Разморожен самый кровавый межстрановой конфликт в бывшем СССР

Вторая война в Карабахе привела к разгрому армянской армии
Война на Кавказе принесла потери обеим сторонам
Война на Кавказе принесла потери обеим сторонам / Umit Bektas / Reuters

Начатая – в чем мало кто сомневается – Азербайджаном 27 сентября война в Карабахе оказалась неожиданной по своим масштабам для многих. Нет, само начало боевых действий вряд ли было внезапным – посольство США за несколько дней открыто предупредило своих граждан держаться подальше от будущего фронта, наверняка неслучайным был и визит министра обороны России Сергея Шойгу в Баку в начале сентября. Однако такого уровня азербайджанской мобилизации и готовности Баку вести длительную войну, невзирая ни на чье мнение, не ожидал, пожалуй, никто. В том числе Россия.

Если на горном северном участке фронта достижения азербайджанской армии были в целом незначительными (и именно там, скорее всего, она понесла основные потери), то на равнинном юге первые успехи наметились уже через неделю военных действий.

Через месяц стало ясно: дело идет к окружению Карабаха и перерезанию Лачинского коридора, соединяющего Армению и Карабах (из Армении в непризнанную Нагорно-Карабахскую республику (НКР) ведет всего две дороги, и основная – через этот коридор). А закончилось все неожиданным маневром азербайджанских подразделений, имеющих горную подготовку, и занятием ими Шуши (хотя многие ждали наступления на Лачин). Шуша – ключ и к столице Карабаха Степанакерту, и пункт, запирающий территорию НКР – а значит, и имевшиеся там войска. После этого фактическое признание Арменией поражения и заключение 10 ноября перемирия при посредничестве России стало неизбежным.

Азербайджан, таким образом, превзошел Армению в мобилизационном, техническом и оперативном отношениях – при этом как минимум не проиграл пропагандистской войны за российское общественное мнение. Самым главным фактором успеха, конечно, стало превосходство Азербайджана в мобилизационном развертывании. Его стотысячной армии противостояли в 2–3 раза меньшие силы Армении, мобилизация в которой была провалена. О техническом превосходстве Азербайджана можно было судить по многочисленным видео расстрела армянской техники и солдат с беспилотников. А с оперативной точки зрения азербайджанцы показали превосходство, нащупав и продавив слабые места в армянской обороне.

Наибольший эффект на общественное мнение, конечно, произвели именно кадры «войны беспилотников», звездой которой стал турецкий беспилотник Bayratkar TB2. Тем более что у российских Вооруженных сил пока нет ни сравнимых с израильскими барражирующих боеприпасов (дронов-камикадзе), ни аналогичных израильским и турецким больших беспилотников, которые применял Азербайджан.

Это одно из главных упущений отечественной военно-технической политики, которое, впрочем, может быть исправлено уже в ближайшие годы. Первые комплексы «Орион» уже начали поступать для испытаний в войска; опробованы в Сирии и опытные барражирующие боеприпасы.