Для Дональда Трампа в масштабной кибератаке на США виноват Пекин, а не Москва

Обвинения в адрес России способны подорвать то немногое, что может остаться в отношениях России и США
Дональд Трамп считает, что за последним хакерским скандалом вокруг ПО SolarWinds стоит Китай, а не Россия
Дональд Трамп считает, что за последним хакерским скандалом вокруг ПО SolarWinds стоит Китай, а не Россия / Brendan Smialowski / AFP

Белый дом решил не публиковать заявление, в котором вина за обнаруженные недавно хакерские атаки с помощью программного обеспечения (ПО) компании SolarWinds возлагалась на Россию. Как сообщало 20 декабря агентство Associated Press со ссылкой на информированного источника, вечером в пятницу Белый дом должен был официально обвинить Россию в кибератаке, но в последний момент ему было рекомендовано отложить публикацию.

Атака века

Сообщения о массированной хакерской атаке на США появились в The New York Times (NYT) 13 декабря. Вину за атаку NYT сразу возложила на Россию. По информации американского издания, хакеры смогли загрузить вредоносные программы в регулярные обновления ПО компании SolarWinds. ПО от SolarWinds широко используется американскими властями и частными предприятиями. В итоге хакеры как минимум с весны получили доступ к данным и электронной почте госдепартамента США, а также министерств торговли, финансов и внутренней безопасности. Помимо них в числе пострадавших от кибератаки оказались министерство юстиции, подразделения Пентагона и ряд ядерных лабораторий.

14 декабря газета The Washington Post заявила, что хакеры, предпринявшие атаку на США, работают на Службу внешней разведки России. По мнению издания, эти же самые хакеры взломали электронную почту госдепартамента и Белого дома при Бараке Обаме. К расследованию подключилось ФБР. Российское посольство в Вашингтоне назвало обвинения в адрес Москвы безосновательными и заявило, что Россия не ведет наступательных операций в киберпространстве. Несколько раз публикации о причастности России опровергал и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

17 декабря об атаках высказался избранный президент США Джо Байден. По его словам, «надежной защиты недостаточно». «Первым делом мы должны помешать нашим врагам предпринимать обширные кибератаки. Скажу прямо: для моей администрации кибербезопасность будет приоритетом на всех уровнях власти, и с этим взломом мы разберемся, как только вступим в свои полномочия», – заявил Байден. Однако заявлять о причастности именно России представители будущей администрации Байдена не стали.

Поиск врага

19 декабря уже госсекретарь США Майк Помпео обвинил в хакерских атаках Россию. В интервью радиошоу Марка Левина Помпео заявил, что «предпринимались значительные усилия по использованию части ПО третьей стороны, чтобы, в сущности, внедрить код в системы правительства США, частных компаний и правительств по всему миру». По мнению госсекретаря, этим внедрением занимались именно русские хакеры.

Но в этот же день президент США Дональд Трамп предположил, что за кибератаками в действительности стоит Китай. «Когда что-то происходит, СМИ хором начинают говорить о российском следе. Это их приоритет, так как прежде всего по финансовым причинам они до смерти боятся обсуждать вариант, согласно которому за всем этим стоит Китай. А ведь такое возможно», – написал Трамп в Twitter. Президент добавил, что последствия атаки преувеличены и что ситуация находится под контролем.

Митт Ромни
сенатор и кандидат в президенты США в 2012 г.

«Когда речь заходит о России, у президента есть слепое пятно, и поэтому вы можете ожидать, что он ответит именно так (о возможной причастности России к инциденту с SolarWinds). Это большой тревожный сигнал для нас, и я думаю, что нам придется по-настоящему переосмыслить нашу военную и национальную безопасность». 20.12.2020

Как отмечает Игорь Ашманов, президент аналитической компании «Крибрум», в национальной киберстратегии США главным врагом является Россия, в то время как Китай – это враг № 2. Также в киберстратегии содержится тезис о доминировании США в интернет-пространстве. «Намерения американцев абсолютно прозрачны, но они сейчас на развилке: кого считать главным врагом? Пробежал какой-то вирус, скорее всего частный, преследующий частные цели что-нибудь украсть. Но надо указать пальцем – а на кого, и они путаются, мечутся», – комментирует Ашманов заявления американских властей. По его мнению, взлом SolarWinds не является делом рук России или Китая. «Профессиональные взломщики государственных кибервойск так себя не ведут. Это обычная история с вирусом, боевые вирусы устроены не так. Боевой вирус живет в системе годами, качает данные, и никто про него не знает», – поясняет Ашманов.

При этом сама компания SolarWinds предоставляет ПО для удаленного управления IT-инфраструктурой. «[ПО] SolarWinds, на мой взгляд, очень опасная вещь, и любые хакеры используют возможность, чтобы влезть туда. Те, кто подписался [на SolarWinds], особенно госорганизации, сами виноваты. Я думаю, за атакой стоят хакеры с огромным коммерческим интересом», – отмечает он. По словам Ашманова, взломав такую систему в одном месте, хакеры получают доступ к сотням организаций.

Последствия для Москвы

По мнению политолога Израэла Маркеса II, вовсе неудивительно, что обвинения Трампа противоречат словам Помпео. Во время своего президентства Трамп скептично относился к «русскому следу» и предпочитал обвинять Китай или Иран. Байдену же эта атака даст повод ввести более жесткие санкции, в случае если Вашингтону удастся доказать причастность России к ней. «В то же время команда Байдена дала понять, что готова работать с Россией в сфере совместных интересов, в том числе вести переговоры об СНВ-3. В таких важных областях, как контроль за ядерными вооружениями, Байдену будет все равно, какие сейчас отношения с Россией», – поясняет Маркес II. Давать оценки самой хакерской атаке пока рано – вполне возможно, что полные данные по ней США получат лишь через несколько месяцев, замечает эксперт. При этом атака достаточно серьезная. «Кто бы это ни сделал, ему удалось взломать широкий спектр правительственных и корпоративных систем. США не обладают полной информацией о том, кого взломали, и еще меньше знают о том, какие сведения были украдены», – отмечает Маркес II.

Причины нового хакерского скандала в США более или менее понятны, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Одна из причин – официальные американские власти не зафиксировали серьезного российского вмешательства в выборы, и это уже привычное обвинение в данном случае не выдвигается. Но для поддержания американского истеблишмента в тонусе и сохранения наступательного положения в отношении России ищутся другие обвинения, которые можно было бы выдвинуть, объясняет эксперт: «В частности, это и последние обвинения относительно взлома объектов критически важной инфраструктуры».

Россия не так давно выступила с предложением совместно с другими странами разобраться в кибервопросах, но это предложение было отвергнуто США в довольно грубой форме, напоминает Кортунов: «И вместо консультаций и переговоров мы получили новую порцию обвинений». Об обоснованности обвинений судить трудно, поскольку все страны занимаются кибершпионажем и, в общем, это не считается столь предосудительным, как вмешательство в избирательные процессы, отмечает эксперт.

Позиция Трампа также понятна: он пытается переключить внимание американской стороны с России на Китай и увязать хакерские атаки с обвинениями в адрес Пекина в том, что тот вмешался в президентские выборы в США на стороне демократов, объясняет Кортунов. Трамп пытается использовать тактику демократов четырехлетней давности и стремится показать, «что в победе Байдена есть «китайский след». И это подрывает легитимность победы [Байдена]», добавляет эксперт. Заодно Трамп пытается доказать, что китайцы в плане кибершпионажа опаснее русских, потому что они активно занимаются промышленным шпионажем, который России приписывают не так часто, продолжает Кортунов. Кроме того, позиция Трампа может объясняться желанием блокировать возможные шаги администрации Байдена в направлении достижения какой-то договоренности с Китаем, в частности торгового соглашения: Байдену будет сложнее объяснить необходимость заключения такого соглашения с Китаем на фоне обвинений в шпионаже и вмешательстве с его стороны, поясняет собеседник.

Кортунов не исключает каких-то последствий для российско-американских отношений, в случае если Байден будет настаивать именно на российской версии хакерской атаки. Однако драматических последствий эксперт не ожидает – даже если со стороны США будут предприняты какие-то санкционные действия, скорее всего, они будут носить символический характер: «Не думаю, что это [нынешний хакерской скандал] будет поворотным пунктом. Все-таки по сравнению с вмешательством в выборы этот вопрос не столь принципиален. Это [хакерский скандал] еще один аспект того в целом не очень благоприятного фона, на котором отношения [между администрацией Байдена и Москвой] будут сейчас развиваться». Впрочем, пока администрация Байдена не имеет властных полномочий и не несет ни за что ответственности, так что слова ее представителей стоит воспринимать с некоторым сомнением, указывает Кортунов.

Комментируя возможность отказа новой администрации США от продления последнего действующего ядерного договора с Россией (СНВ-3) на фоне хакерского скандала, Кортунов напомнил, что пока Байден свою позицию в отношении этого документа публично не менял. До сих пор позиция Байдена заключалась в том, что договор отвечает интересам США и его нужно продлить без каких-то дополнительных условий и обременений, напоминает эксперт: «Пока мы не услышим какой-то другой позиции, мы должны, видимо, исходить из этой точки зрения». При этом Кортунов напоминает, что у Байдена будет лишь две недели после вступления в должность, чтобы продлить этот договор (договор истекает 6 февраля 2021 г.). Он сможет успеть сделать это только в том случае, если будет готов продлить договор без дополнительных условий, отмечает собеседник «Ведомостей».