Прокуратура сможет обращаться с исками о расторжении оборонных контрактов
Контроль за выполнением гособоронзаказа усиливается не первое десятилетиеПрокуратура получит право оспаривать в судах заключенные контракты по исполнению гособоронзаказа между заказчиками и их исполнителями, а также между головными исполнителями и субподрядчиками. Это право она получит и в отношении контрактов по поставкам для государственных и муниципальных нужд вообще. Это станет возможно после одобрения разработанных Министерством юстиции поправок в Арбитражный процессуальный кодекс. О том, что законопроект одобрен на правительственной комиссии по законопроектной деятельности, «Ведомостям» сказали два собеседника, близких к комиссии. Законопроект согласован с Минобороны и другими ведомствами.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что, хотя для контроля правильного расходования выделяемых на гособоронзаказ средств приняты различные меры, их недостаточно. Так, банки должны следить за тем, чтобы средства гособоронзаказа проходили только по специальным счетам, однако они не могут прервать выполнение контрактов с фирмами, «не ведущими реальной хозяйственной деятельности».
При этом возложенные на прокуратуру функции контроля за эффективностью выполнения заданий гособоронзаказа она выполняет успешно, говорится в документе. Так, за 2018–2019 гг. по материалам прокурорских проверок в оборонно-промышленном комплексе было возбуждено 939 уголовных дел, общая сумма ущерба государству по этим делам после предъявления обвинений составила 17,5 млрд руб.
Правда, фактически в ходе следствия удалось возместить лишь 4 млрд руб. ущерба, а еще 1,5 млрд руб. взыскано по искам прокуроров в судах общей юрисдикции. Наделение прокуроров возможностью оспаривать в судах контракты позволит улучшить эту статистику. Что же касается контрактов по поставкам для государственных и муниципальных нужд, то здесь по материалам прокуроров было возбуждено еще больше уголовных дел – 1380, но исков ими было предъявлено лишь на 2 млрд руб. По словам источника, близкого к правительству, то, что при контроле за гособоронзаказом был выявлен больший ущерб, объяснимо тем, что сами контракты там, как правило, гораздо крупнее.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев считает, что цель предлагаемых новаций – усилить правовой механизм защиты государственных интересов в сфере госзакупок: «Подобные меры позволят, например, бороться с искусственным завышением цен при государственных закупках путем создания цепочек посредников».
Он подчеркивает, что сегодня в ходе расследования уголовных дел, а также проводимых прокуратурой проверок нередко выявляются факты заключения сделок на заведомо невыгодных для оборонных предприятий условиях. Законопроект расширяет полномочия прокуроров по защите государственных интересов в сфере госзакупок и исполнения гособоронзаказа, поэтому в случае его принятия можно прогнозировать увеличение исков к компаниям, участвующим в выполнении госзаказа, говорит Груздев: «При этом важно, чтобы законопослушный и добросовестный бизнес был защищен от необоснованных претензий. Поэтому профессиональное сообщество должно отслеживать практику, чтобы своевременно выявлять проблемные точки правоприменения».
Оборонная промышленность не испытывает дефицита в контроле, а организаторы семинаров на тему, как исполнить очередные требования контролирующих органов, процветают, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Гайки закручивают уже не первое десятилетие, а нормальных экономических стимулов, которые побуждали бы предприятия отрасли к эффективной работе, очень немного и подумать правительству стоит именно над этим, говорит он.