Гособоронзаказ будут выполнять в долг
Основным кредитором ОПК станет ПромсвязьбанкВ течение трех ближайших лет значительная часть средств для выполнения оборонной промышленностью заданий гособоронзаказа – не менее 360 млрд руб. – будет привлечена у банков. Главным кредитором оборонно-промышленного комплекса (ОПК) станет Промсвязьбанк. Это второй в постсоветской истории случай, когда государство из-за нехватки средств в текущем бюджете прибегает к такой схеме финансирования расходов на вооружения.
Целевые кредиты до 2023 г.
Впервые о том, что государство нашло средства для выполнения планов по перевооружению, 27 ноября 2020 г. на заседании коллегии Минобороны сообщил министр Сергей Шойгу. «Для достижения требуемого уровня оснащения войск Министерство обороны совместно с Минфином и Минпромторгом разработало схемы финансирования государственных контрактов за счет привлечения целевых кредитов и их возврата в 2024–2027 гг.», – заявил он. Представитель Минфина отказался от комментариев, пресс-служба Минпромторга не ответила на запрос «Ведомостей». По словам двух источников «Ведомостей» в менеджменте двух оборонно-промышленных холдингов, решение о такой схеме финансирования расходов по гособоронзаказу было принято еще в октябре. По словам одного из этих собеседников, такому решению предшествовали острые дискуссии, вызванные предложением Министерства финансов всем ведомствам (не только Министерству обороны) сократить расходы на 10% в связи с вызванным эпидемией COVID-19 экономическим кризисом.
В октябре «Известия» также сообщали, что Минфин предлагает сократить и личный состав Вооруженных сил России на 100 000 человек и урезать социальные гарантии военнослужащих, например увеличив срок службы до получения права на военную пенсию. Минобороны выступило с заявлением, в котором назвало эти предложения неприемлемыми. Применительно к закупкам вооружения Минобороны также заявило о необходимости выполнять ранее намеченные планы, говорит менеджер одного из оборонно-промышленных холдингов. По его словам, отказ от кредитной схемы мог привести к слишком большим потерям в оборонной промышленности, а «никому не нужно возвращение 90-х гг.».
Откуда деньги
Главным кредитором предприятий оборонной промышленности по этой программе будет Промсвязьбанк, ставший в прошлом году опорным банком ОПК в соответствии с законом о гособоронзаказе, говорит менеджер предприятия оборонной промышленности. Этот особый статус банк получил, чтобы иметь возможность обслуживать предприятия ОПК в закрытом режиме из-за угрозы санкций. Представитель Промсвязьбанка подтвердила «Ведомостям», что банк намерен участвовать в этой программе.
По словам источника «Ведомостей», близкого к финансово-экономическому блоку правительства, вряд ли какой-то еще коммерческий банк, кроме Промсвязьбанка, будет участвовать в этой схеме. После реструктуризации с частичным погашением долгов Объединенной авиастроительной корпорации в 2020 г. предприятия оборонной промышленности стали непредсказуемыми и не слишком желанными клиентами для обычных банков, поясняет он. По информации «Ведомостей», другие банки, сотрудничающие с предприятиями ОПК, уже начали передачу кредитного портфеля оборонной промышленности в Промсвязьбанк.
По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, если исходить из того, что расходы на вооружения (закупку, ремонт и модернизацию, а также НИОКР) Минобороны в 2021–2023 гг. планировались примерно на том же уровне, что и ранее, – 1,2 трлн в год, но Министерству финансов удалось настоять на сокращении расходов Минобороны на 10% и расходы на вооружения будут сокращены пропорционально, то объем кредитов может составить не менее 360 млрд руб. за три года. В 2011–2013 гг., во время первой итерации «кредитной схемы», объем выданных для выполнения заданий гособоронзаказа кредитов составил 439 млрд руб., а к 2016 г., когда кредитование было решено остановить, – уже более 1,5 трлн руб., напоминает Макиенко (большая часть кредитов – около 900 млрд руб. – тогда приходилась на ВТБ). Исходя из этих оценок 360 млрд руб. на 2021–2023 гг. можно считать нижней границей, заключает эксперт. Что касается экономической целесообразности самой схемы, то лучше, считает Макиенко, реализовать ее, чем «оставить российскую оборонную промышленность без необходимых средств в момент острой международной обстановки, сокращения внешних рынков сбыта и экономической стагнации в самой стране». Восстановить промышленность еще раз, если сейчас отрезать ей финансирование, как в 90-е, будет значительно сложнее, объясняет он.
В 2011 г. кредитную схему запустили потому, что заложенных в бюджете средств не хватало для равномерного выполнения амбициозной госпрограммы вооружений 2011–2020 гг. (ГПВ-2020), которую оценили в 20 трлн руб., говорит бывший сотрудник Минобороны. Основные расходы по этой ГПВ, как обычно, отложили на конец периода и применение кредитной схемы позволило сделать саму программу более реалистичной, продолжает он. При этом долги перед банками были погашены правительством досрочно, хотя для самих банков это было невыгодно – они теряли расписанные на годы вперед платежи, вспоминает он.