Эксперты предсказывают референдумные кампании во всех 18 регионах, где пройдут выборы
Однако в семи регионах есть вероятность перехода к конкурентному сценарию выборовВо всех 18 регионах, где 13 сентября состоятся губернаторские выборы, кампании идут по референдумным сценариям. Вероятность, что кампании пойдут по конкурентному сценарию при определенных обстоятельствах, есть в семи регионах: в четырех, где губернаторы идут на переизбрание, – в Пензенской, Ростовской, Тамбовской областях и Краснодарском крае, и в трех, где на выборы идут врио губернаторов, – в Иркутской, Архангельской областях и Еврейской автономной области (ЕАО). Об этом говорится в докладе близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) о выборах губернаторов и депутатов региональных парламентов в 2020 г.
Эксперты связывают то, что все кампании в этом году референдумные, с несколькими факторами. Где-то, вроде Татарстана, главы обладают высокой популярностью, в некоторых регионах (Коми) врио смогли показать эффективность борьбы с коронавирусом, а в каких-то лоббировали интересы региона в федеральном центре (Камчатский и Пермский края, Архангельская и Калужская области, Севастополь). В части регионов из игры удалось вывести наиболее опасных соперников через межпартийные «сделки», включив оппозиционеров в губернаторские списки кандидатов в Совет Федерации (в Коми, Архангельской и Брянской областях).
Предпосылки к конкурентным сценариям кампании были в Архангельской, Иркутской областях и ЕАО, однако они не реализовались, говорится в докладе. Архангельская область не до конца оправилась от кризиса в Шиесе, а среди кандидатов есть яркая местная оппозиционерка – член «Справедливой России» Ирина Чиркова. В Иркутской области сильны позиции КПРФ, чей региональный лидер Сергей Левченко выиграл конкурентную кампанию в 2015 г., а в этих выборах участвует депутат Госдумы от КПРФ Михаил Щапов. На обстановке в ЕАО сказываются события в Хабаровском крае, где продолжаются протесты из-за ареста экс-губернатора Сергея Фургала. Но кандидат от ЛДПР на выборы в регионе не выдвигался.
Предпосылкой к конкурентным кампаниям может стать то, что у нескольких губернаторов, которые идут на переизбрание, за лето рейтинги выросли незначительно. Если все врио стартовали с электоральными рейтингами в пределах 30–40%, к июлю – августу он составил 50–60%. Среди всех действующих глав меньше всего рейтинги за лето выросли у руководителей Пензенской, Ростовской и Тамбовской областей и Краснодарского края.
Пока на губернаторских выборах во всех регионах прогнозируются референдумные сценарии, говорит руководитель ФоРГО Константин Костин: «Есть семь регионов, где существуют предпосылки к конкурентным сценариям, но при определенных условиях. Например, в Иркутской области сейчас врио губернатора Игорю Кобзеву удалось собрать вокруг себя коалицию из местных игроков, коммунист вряд ли сможет ее разрушить. Но если вдруг в регионе произойдет чрезвычайная ситуация, то и сценарий кампании может поменяться». У некоторых губернаторов, идущих на переизбрание, рейтинги за лето выросли меньше, чем ожидалось, говорит Костин: «Политтехнологи обычно хотят, чтобы перед финальным этапом кампании рейтинг у губернаторов был больше 60% – это означает гарантию победы в первом туре. Пока у некоторых губернаторов рейтинги ниже, у населения есть некоторая усталость от этих губернаторов. Но риска обрушения рейтингов нет, скорее это недостаточная положительная динамика. Поэтому, скорее всего, вторых туров даже в Пензенской, Тамбовской, Ростовской областях и Краснодарском крае не будет».
Политолог Екатерина Курбангалеева называет четыре региона, где возможны неожиданности, – это Иркутская, Архангельская, Пензенская области и Пермский край. «В Иркутской области может быть не только второй тур, но и победа коммуниста, если КПРФ сами не сольют кампанию, потому что есть ощущение, что их кандидат больше хочет попасть в Госдуму в 2021 г. В Архангельской области, несмотря на зачистку соперников, есть кандидат от ЛДПР Сергей Пивков и кандидат от «Справедливой России» Ирина Чиркова. В регионе обычно низкая явка, и тут вопрос – придут протестники, как в Москве в прошлом году, или лоялисты.
В Пермском крае довольно специфический кандидат для местной элиты, хотя его может защитить эффект новизны. А вот в Пензенской области может сработать эффект 2018 г. – губернатор идет на переизбрание, присутствует электоральная усталость, и не исключена победа малоизвестного кандидата», – говорит Курбангалеева. В отношении врио губернаторов все-таки работает эффект новизны, рассуждает эксперт: «У людей есть надежда, что новый губернатор будет лучше, чем старый. В целом неожиданностей, сюрпризов на этих выборах ждать не стоит. Хотя и есть ощущение, что растет скрытый протест, который как торфяной пожар распространяется под землей, и это даже социология может не показать. Все равно накоплена негативная энергия за период пандемии, есть усталость от конкретных губернаторов и серьезное раздражение социальной несправедливостью».