Система для сравнения цен при гособоронзаказе становится законом
Она коснется прежде всего продовольствия, топлива и обмундированияВ Госдуму 11 августа правительством были внесены поправки в закон о гособоронзаказе (ГОЗ), которые устанавливают нормы для работы информационно-аналитической системы (ИАС ГОЗ). Эта система для сопоставления цен на однородную продукцию при закупках по гособоронзаказу разрабатывается, как сообщается в пояснительной записке, согласно распоряжению правительства от июля 2019 г. и на ее создание на 2019–2020 гг. выделено 1,59 млрд руб. По закону о гособоронзаказе закупки производит не только Министерство обороны, но и другие силовые ведомства: МВД, Росгвардия, ФСБ, СВР, МЧС и ФСИН.
Как говорится в законопроекте, из ИАС ГОЗ будет исключена информация о закупках материальных средств, которые касаются обеспечения разведывательной деятельности СВР, антитеррористической деятельности ФСБ, а также изготовления и утилизации ядерного оружия «Росатомом». Поставщики, желающие участвовать в поставках по гособоронзаказу, должны будут размещать информацию в этой системе и отвечать за ее полноту и достоверность. При этом должна размещаться информация как о ценах на вооружение, военную и специальную технику и операции с ней, включая ремонт, так и на обычную продукцию, подпадающую под закон о госзакупках. В последнем случае речь идет о горюче-смазочных материалах (ГСМ), продовольствии, предметах вещевого довольствия, мебели, бытовой технике и т. д.
По словам источника, близкого к Минобороны, большая часть систем вооружений выпускается единственным исполнителем – речь идет о крупных боевых кораблях, боевых и транспортных самолетах и вертолетах, ракетной и космической технике. Даже большая часть вооружений для Сухопутных войск – например, бронетанковой техники и артиллерии – поставляется единственным заказчиком. Поэтому ИАС ГОЗ не будет касаться большей части поставок новых систем вооружений. Иная ситуация складывается в сфере ремонта военной техники и особенно поставок продовольствия, ГСМ и обмундирования. Только на продовольствие и только Вооруженные силы тратят примерно 70 млрд руб. в год и здесь важно следить за ценами, говорит он.
Юрист «Трансперенси интернешнл – Р» Дмитрий Сухарев считает, что идея создания подобного портала по своей концепции не сможет быть полезной в нынешних условиях. Он полагает, что Минобороны способно закупать продукты по ценам оптовым и даже ниже оптовых без использования специального инструментария. Он добавляет, что портал, скорее всего, будет разрабатываться в закрытом режиме, при этом на его создание запланировано потратить значительные суммы, а его разработка может быть доверена заинтересованным лицам по завышенной стоимости. Сухарев добавил, что колоссальные объемы закупок продовольствия, ГСМ и другой продукции для Минобороны интересуют почти любого крупного поставщика продуктов, поэтому ведомству стоит использовать такие возможности тщательнее.