Бывшим сотрудникам ФСБ запретят разглашать даже несекретные данные
Разрешение на публикацию сведений о работе органов безопасности будет давать сама спецслужбаПредседатель комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев и зампредседателя комитета по развитию гражданского общества Дмитрий Вяткин внесли в Госдуму поправки к закону «О федеральной службе безопасности», ужесточающие порядок работы с информацией для бывших сотрудников органов ФСБ – как военнослужащих, так и гражданских. Согласно поправкам в статью 7 этого закона вводится новое понятие – «профессиональная тайна». Это сведения, не относимые к секретным, в том числе сведения ограниченного доступа (для служебного пользования) и другие сведения, опубликование которых «может создать угрозу собственной безопасности органов федеральной службы безопасности и/или нанести ущерб их репутации».
Отныне сотрудники ФСБ, включая уволенных (причем без указания предельных сроков с момента увольнения), должны будут предоставлять для экспертной оценки на предмет наличия профессиональной тайны «подготовленные для открытого опубликования (размещения, распространения) информационные материалы, касающиеся деятельности органов безопасности». Публиковать их можно будет лишь при получении положительного заключения.
Проверкой, скорее всего, будут заниматься структуры управления программ содействия ФСБ, куда входит и Центр общественных связей, считает бывший сотрудник спецслужб. По его словам, новое понятие «профессиональная тайна» и введение обязательной цензуры для публичных выступлений должны повысить ответственность сотрудников, прежде всего молодых, среди которых сейчас немало тех, кто быстро увольняется после первого контракта. Дисциплина среди них требует укрепления: например, в декабре 2019 г. в интернет попали видеокадры перестрелки с «лубянским стрелком», снятые сотрудниками ФСБ из кабинета, что недопустимо, продолжает собеседник. По его мнению, нужно усилить и борьбу с разглашением персональных данных сотрудников спецслужб – очевидно, это имеется в виду под сведениями, которые могут поставить под угрозу собственную безопасность. Правда, в качестве оружия для такой борьбы изготовлена «дубина с размытыми контурами», полагает он. Так, сведения о том, что у начальства имеется имущество, не соответствующее его зарплате, тоже наносят ущерб репутации органов безопасности, а стало быть, не могут упоминаться даже бывшими сотрудниками, причем без каких-либо сроков давности. Из закона также непонятно, как ФСБ планирует наказывать нарушителей, заключает собеседник «Ведомостей».
39 сотрудников ФСБ
было привлечено к уголовной ответственности в 2018 г. (в 2017 г. – 17) за преступления коррупционной направленности, по информации Генеральной прокуратуры. Данные за 2019 г. не публиковались
Депутат Вяткин отказался комментировать законопроект, заявив, что «все комментарии будут после заседания комитета» Госдумы по безопасности, который должен рассмотреть внесенный документ. Это заседание может пройти уже 7 июля.
В России часто принимаются законодательные инициативы, которые имеют в своей основе оценочные критерии, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Это подразумевает, что изначально закрепляются понятия с неопределенным объемом понимаемого содержания, что размывает границы для персонификации подлежащих регулированию правоотношений. Такие действия вносят непонимание и элементы злоупотребления со стороны правоприменителей при использовании таких норм, продолжает юрист. С другой стороны, надо понимать, что любая структура хочет ограничить возможность выхода с внутренней кухни чувствительной информации, и тогда такие размытые определения законов становятся удобным инструментом. Со временем, конечно, все будет более конкретизировано, полагает Горбунов: будут судебные акты или ведомственные приказы, а за нарушение профессиональной тайны, скорее всего, будет введена различная ответственность – вплоть до уголовной, если распространение подобной информации нанесет существенный вред. Но чтобы такая ответственность наступила, ведомство должно будет изначально при трудоустройстве довести до сотрудника сведения о наличии профессиональной тайны и ее содержании, подчеркивает адвокат.