У регионов нет единого подхода к назначению досрочных губернаторских выборов
Хотя от этого зависит право ушедшего в отставку руководителя снова выдвинуться кандидатомДосрочная отставка губернатора должна приводить к досрочным выборам, говорится в письме секретаря Центризбиркома (ЦИК) Майи Гришиной спикеру Законодательного собрания Иркутской области Александру Ведерникову. Подлинность письма «Ведомостям» подтвердили собеседник, близкий к правительству области, и человек в заксобрании. Получение письма подтвердили и в пресс-службе областного парламента. Между тем, изучив статистику, «Ведомости» выяснили, что единообразия в статусе выборов, назначенных после досрочной отставки губернаторов, пока не наблюдается.
Письмо стало ответом на запрос Ведерникова в ЦИК по поводу статуса выборов, назначенных после добровольной отставки губернатора Сергея Левченко. В ответе Гришиной говорится, что исходя из положения п. 4 ст. 10 закона о гарантиях избирательных прав в случае досрочного прекращения полномочий регионального органа госвласти досрочные выборы должны пройти не позднее чем через шесть месяцев – за исключением досрочных выборов губернатора, которые проводятся в ближайший единый день голосования. «Совпадение ближайшего единого дня голосования с днем проведения очередных выборов, по нашему мнению, не влияет на правовое основание назначения самих выборов – в связи с досрочным прекращением полномочий», – говорится в письме. Поэтому досрочная отставка Левченко «порождает такое правовое последствие, как назначение досрочных выборов», разъясняет секретарь ЦИК.
Пресс-служба ЦИК не смогла подтвердить или опровергнуть подлинность письма, Гришина отказалась ответить на вопрос «Ведомостей».
Статистика губернаторских выборов последних двух лет говорит о том, что никаких общих правил определения статуса кампании в регионах пока нет. Так, в 2018 г. выборы в связи с досрочной отставкой губернаторов проводились в 16 регионах, но только в девяти они были объявлены досрочными. Хотя в 15 из 16 регионов полномочия ушедших руководителей истекали в 2019–2020 гг. В 2019 г. на выборы пошли 13 врио губернаторов, но в 11 случаях выборы были очередными и только в двух – досрочными. В 2020 г. из девяти регионов, где губернаторы ушли досрочно, в пяти выборы объявлены очередными и в четырех – досрочными.
Между тем именно от статуса выборов зависит вопрос о том, вправе ли ушедший руководитель снова выдвигаться в губернаторы. Ведь согласно закону об органах власти субъектов РФ глава региона, подавший в отставку, не может быть выдвинут на выборах, «назначенных в связи с указанными обстоятельствами». Поэтому решение иркутских депутатов о назначении досрочных выборов лишило Левченко возможности в них участвовать, хотя сам он считал, что кампания является плановой, так как срок его полномочий истекал в 2020 г. и выборы все равно должны были пройти в сентябре 2020 г.
Коммунист Левченко возглавил Иркутскую область в 2015 г., победив во втором туре врио губернатора, кандидата от «Единой России» Сергея Ерощенко. Он стал первым оппозиционером, победившим выдвиженца партии власти после возвращения в 2012 г. прямых губернаторских выборов. С лета 2019 г. губернатор подвергался жесткой критике центра за проблемы с ликвидацией последствий крупного наводнения и в декабре 2019 г. написал заявление об уходе по собственному желанию. Собеседники «Ведомостей», близкие к Кремлю, еще в мае 2020 г. говорили, что Левченко не допустят к выборам, объявив их досрочными.
Анализ решений заксобраний показывает, что даже на фоне иркутской интриги единый принцип признания выборов досрочными или плановыми не выработан, констатирует директор по исследованиям фонда ИСЭПИ Александр Пожалов: «В трех регионах выборы в 2020 г. будут досрочными в полном смысле этого слова – в Коми, Пермском крае и Севастополе полномочия прежних глав истекали только в 2021–2022 гг., и там выборы получили официальный статус досрочных». Из регионов, где полномочия прежних глав истекали осенью 2020 г., досрочный статус установили также на Камчатке, указывает эксперт: «А вот в Еврейской автономной области, Архангельской и Калужской областях выборам придан «обычный» статус, хотя там, как и на Камчатке и в Иркутской области, полномочия прежних губернаторов истекали осенью 2020 г. и они добровольно ушли в отставку досрочно. Такая же ситуация и в Чувашии».
Исходя из разъяснения ЦИК такое отсутствие единообразия выглядит странно, продолжает Пожалов: «Видимо, до «иркутского казуса», когда победивший ранее кандидат от оппозиции под явным информационно-политическим давлением власти сложил полномочия, хотя не планировал это делать, этой потенциальной коллизии просто не придавалось особого значения. И сам вопрос о статусе выборов вдруг стал важен только потому, что ушедший в отставку губернатор-оппозиционер все-таки стал претендовать на новое выдвижение». Основное различие между досрочными и очередными выборами по закону как раз и состоит в том, теряет ли ушедший добровольно губернатор право вдруг «передумать» и принимать участие в новых выборах, добавляет Пожалов. Поэтому, по его мнению, на будущее и для профилактики нового «иркутского казуса» эта коллизия все-таки потребует единообразного решения.