Российскому оборонному комплексу нужны досрочные контракты
Их возможность чиновники уже обсуждают с промышленностьюДосрочное заключение новых многолетних контрактов на поставку вооружений обсуждается заинтересованными ведомствами и компаниями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и может быть одобрено в качестве одной из мер поддержки оборонной промышленности, сообщили «Ведомостям» два менеджера предприятий ОПК и федеральный чиновник. Другой мерой может стать увеличение авансирования контрактов по гособоронзаказу до 80%. «Ведомости» направили запросы в Минобороны и представителю вице-премьера Юрия Борисова, курирующего ОПК в правительстве.
Ранее свои предложения о поддержке ОПК сформулировал в обращении к руководству страны близкий к госкорпорации «Ростех» Союз машиностроителей. Как сообщается в пресс-релизе союза от 4 мая, в список предложений вошло сохранение утвержденных объемов гособоронзаказа, временное снижение НДС до 10% на период до 2024 г., субсидирование создания запасов электронных компонентов, финансовая помощь экспортерам военной продукции, а также повышение до 80% авансирования госконтрактов по гособоронзаказу. В конце апреля правительство уже разрешило увеличить размер авансирования по госконтрактам с 30 до 50%.
По словам менеджера одного из предприятий авиапромышленности, сейчас сложилась ситуация, когда завершились или завершаются основные долгосрочные контракты на поставку самолетов боевой авиации. Так, в этом году поставлены два последних фронтовых бомбардировщика Су-34 по контракту 2012 г. на 92 самолета, завершается контракт 2015 г. на 50 истребителей Су-35. При этом действующие многолетние контракты на истребители пятого поколения Су-57 и стратегические бомбардировщики Ту-160 находятся в начальной стадии реализации, их выполнение необходимо, но они не смогут поддержать промышленность в ближайшие 2–3 года, говорит собеседник «Ведомостей». Обсуждение условий новых контрактов на закупку того же Су-34 в количестве 48 единиц началось еще в прошлом году и, как и обсуждение других многолетних контрактов, активизировалось в последние недели, говорит источник, близкий к Минобороны, и подтверждает менеджер предприятия авиапромышленности.
При этом закладка ряда новых кораблей, например фрегатов проекта 22350 и универсальных десантных кораблей, и подписание контрактов на их строительство, намеченные на конец апреля, перенесены из-за организационных проблем, связанных с эпидемией коронавируса, говорит источник, близкий к Минобороны. Впрочем, судостроительная промышленность и так имеет достаточное количество заказов, вопрос и до эпидемии стоял об их своевременном выполнении, продолжает он. Обсуждаются также вопросы о закупках автомобилей для Сухопутных войск с целью поддержания автопрома и о новых многолетних контрактах на производство средств ПВО для Воздушно-космических сил, говорит собеседник «Ведомостей».
Важно, чтобы новые долгосрочные контракты действительно оказали поддержку промышленности, а не стали для нее обузой с отрицательной рентабельностью, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Сейчас еще не ясно, сколько поставщиков из-за вызванных эпидемией ограничений выпадет из сложных производственных цепочек, которые существуют, например, в авиапромышленности и производстве средств ПВО, но эта угроза вполне реальна, продолжает эксперт. Поэтому у головных исполнителей должны быть средства, чтобы иметь возможность замещения выпадающих поставщиков, полагает он.