Конституционный суд начал экстренную проверку поправок в Конституцию

Хотя юристы сомневаются в том, что суд вообще вправе это делать
Суду под председательством Валерия Зорькина (слева) предстоит оценить легитимность конституционной реформы Владимира Путина
Суду под председательством Валерия Зорькина (слева) предстоит оценить легитимность конституционной реформы Владимира Путина / TASS

Президент Владимир Путин подписал 14 марта закон об изменении Конституции, и в тот же день Конституционный суд (КС) начал экстренное заседание для проверки поправок. Оно проходит в закрытом режиме: в деле нет сторон-участниц, которым нужно обеспечить гласность и состязательность, разъяснила пресс-служба суда. По ее информации, заключение КС будет вынесено в установленный семидневный срок, после чего незамедлительно направлено президенту и опубликовано на официальном портале суда. По данным BBC, в заседании не участвует судья Константин Арановский, который в декабре 2019 г. в своем мнении по одному из дел выступил против закрепленного новыми поправками признания Россией правопреемства в отношении СССР. 12 марта председатель КС Валерий Зорькин говорил, что Арановский находится на больничном. Официально о числе судей, принявших участие в заседании, не сообщается.

КС уже работал в похожем режиме, когда рассматривал в 2014 г. запрос президента о проверке конституционности договора о присоединении Крыма. Договор был подписан 18 марта, а уже 19 марта его единогласно одобрил КС (обычно тайна голосования не раскрывается, но в тот раз Зорькин сделал исключение). Но полномочия суда рассматривать вопрос о конституционных поправках вызывают у экспертов сомнения.

В соответствии с законом о КС суд уполномочен проверять не вступившие в силу международные соглашения, напоминает доцент Российского госуниверситета правосудия Ольга Кряжкова. Кроме того, такая проверка прямо предусмотрена законом о порядке принятия в состав России нового субъекта. Сейчас все сложнее, поскольку закон о поправке к Конституции – это отдельный вид нормативно-правового акта и для него должна быть установлена специальная процедура проверки, указывает эксперт. Сам КС неоднократно подчеркивал, что не сможет проверять такие законы, пока у него не будет специальной компетенции. Правда, в 2009 г. (когда филантропический клуб «Ессей» пытался оспорить поправку, продлевающую срок полномочий президента) КС говорил об этом вполне определенно, а уже в 2014 г., отказывая депутатам в проверке поправки о ликвидации Высшего арбитражного суда, смягчил позицию и сказал, что может проверять ту часть закона о поправке, которая сама по себе не меняет редакцию текста Конституции, т. е. его служебную часть, вспоминает Кряжкова. Исходя из этой логики, КС может, например, отказаться проверять ст. 1 нынешнего закона о поправке (где содержатся изменения в 40 статей Конституции и добавлены пять новых) и сосредоточиться на проверке ст. 2, определяющей порядок общероссийского голосования, и ст. 3, описывающей порядок вступления поправок в силу, предполагает эксперт. При этом КС сможет проверить и положения, подразумевающие обнуление президентских сроков, так как они содержатся и в первой, и в третьей статье, добавляет Кряжкова. «Трудно что-то прогнозировать, – заключает она. – Но в целом есть ощущение, что КС примет решение, которого от него ждут абсолютно все, и это решение будет вполне лояльным».

КС не может давать заключение о поправках в Конституцию, потому что такой жанр не предусмотрен ни Основным законом, ни законом о КС, уверен завкафедрой права МФТИ Борис Надеждин. Он говорит, что направил в КС экспертное заключение, из которого следует, что предлагаемые поправки не легитимны ни по содержанию, ни по процедуре принятия, но ответа пока не получил. По замыслу власти КС должен «прикрыть» своим авторитетом очевидный косяк законодателя, уверен Надеждин, не случайно сама идея такой проверки появилась только ко второму чтению законопроекта. В этом случае отказ от проверки – наиболее естественное решение, вытекающее из правовых позиций, сформулированных в ранее принятых судом постановлениях и определениях, считает эксперт. Кроме того, суд может отменить общероссийское голосование по поправкам, которое в условиях эпидемии создает угрозу для жизни и здоровья людей, ведь на самом деле поправки уже вступили в силу, так как все необходимые для этого условия, предусмотренные ст. 136 Конституции, были выполнены, резюмирует Надеждин.