За поправки в Конституцию впервые можно будет проголосовать на дому досрочно
А электронное голосование будет возможно только в МосквеЭлектронное голосование по поправкам в Конституцию возможно только в Москве, в других регионах такие технологии не апробировались и не могут быть использованы, заявила председатель Центризбиркома Элла Памфилова на заседании комиссии: «Это связано только с Москвой. И только при условии, что будет уверенность в отсутствии сбоев и проблем. Отвечать за все будет ЦИК, поэтому мы подойдем к этому процессу очень жестко и внимательно».
В проекте постановления ЦИК о порядке голосования говорится, что по решению избирательной комиссии, согласованному с Центризбиркомом, вместо голосования с использованием бюллетеней на бумажном носителе может осуществляться дистанционное электронное голосование. Порядок такого голосования устанавливается избирательной комиссией региона.
Коллективное досрочное голосование за поправки в Конституцию будет организовано не только на судах, полярных станциях и в местах, которые принято считать отдаленными. В проекте постановления говорится, что избирком региона «вправе разрешить провести голосование групп участников голосования, которые проживают в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено». Такое голосование можно будет начинать за три дня до даты общероссийского голосования, и проводить его будут с использованием выносных ящиков не менее двух членов избиркома. Комиссия должна будет обеспечить присутствие не менее двух наблюдателей.
Памфилова объяснила, что надомное досрочное голосование вводится из-за того, что пропускная способность участковых избиркомов не позволяла проголосовать на дому всем, кто в этом нуждался, и «уровень жалоб по этому вопросу был критически высоким».
ЦИК упразднил свой Научно-экспертный совет (такое решение Памфилова анонсировала еще минувшим летом). Причиной названа низкая активность большинства его участников: «Считаем, что нам не нужна мертвая форма. Это не значит, что мы отказываемся от взаимодействия с экспертным сообществом, мы будем расширять новые формы, чтобы динамично учитывать мнения в том числе в дистанционном формате». Экспертам, желающим продолжить работу с Центризбиркомом, предложено в инициативном порядке принять участие в обсуждении порядка подготовки и проведения общероссийского голосования, обсуждение запланировано на 10 марта.
Члены подмосковной комиссии на заседании ЦИК посредством видео-конференц-связи продемонстрировали сейф-пакеты для бюллетеней надомного голосования.
В бюллетене будет всего один вопрос. Голосование будет проходить с 8.00 до 20.00.
Заявления на надомное голосование будут приниматься до 17.00 (обычно на выборах прием прекращается в 14.00). Итоговый протокол будет содержать 6 строк: число участников, число выданных бюллетеней, число бюллетеней в ящиках, число недействительных и действительных бюллетеней, количество голосов «за» и «против». Территориальные избирательные комиссии должны установить итоги голосования не позднее чем на следующий день после голосования, а региональная комиссия – не позднее чем через день. ЦИК должен будет установить итоги голосования не позднее чем через пять дней после дня голосования. Сроки публикации решения ЦИК о результатах голосования не установлены – сказано лишь, что оно размещается на официальном сайте комиссии, направляется президенту и в «Российскую газету».
Устанавливая такой порядок, ЦИК сильно расширяет возможности для голосования за пределами участков, констатирует сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц. Фактически возвращается досрочное массовое голосование, от которого до этого сам же ЦИК старался отойти из-за большого количества нарушений, связанных с подобными практиками. Теперь досрочным становится еще и надомное голосование. Кроме того, впервые из итогового протокола мы не сможем получить информацию о количестве людей, проголосовавших досрочно и за пределами избирательных участков, там просто не будет таких строк. Получается, что ЦИК, который часто сетовал на несовершенство избирательного законодательства, сам ведет себя не лучше законодателя в ситуациях, когда у него появляется возможность устанавливать правила, констатирует Мельконьянц. Понятно, что такими способами организаторы выборов пытаются повысить явку. Однако это тот случай, когда погоня за массовостью идет в ущерб легитимности голосования, предупреждает эксперт.