Россия впервые официально обвинила Турцию в поддержке боевиков
В районе Идлиба будет вестись воздушное патрулирование не только сирийскими, но и российскими истребителямиМинобороны России впервые официально обвинило вооруженные силы Турции в поддержке боевиков в сирийской провинции Идлиб. Как сообщил представитель российского Центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС), 20 февраля боевики при поддержке турецкой артиллерии на танках атаковали сирийские правительственные силы и прорвали их оборону. В бой по просьбе сирийского командования вступили российские Су-24, продолжал представитель ЦПВС, авиаудар позволил сирийским войскам отбить атаку, уничтожены танк, шесть БМП и пять пикапов с крупнокалиберным вооружением.
Российские военные сообщили турецким, что с турецких позиций ведется артобстрел сирийской армии, и обстрел прекратился. Ранения получили четыре сирийских военнослужащих. Это не первый случай, когда вооруженные силы Турции поддержали боевиков, констатировал представитель ЦПВС.
По версии газеты Sabah («Утро»; гендиректор холдинга, куда она входит, – зять президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана), турецкая армия поддерживала наступление умеренных боевиков сирийской оппозиции, в атаке участвовали турецкий спецназ, реактивные системы залпового огня и танки. По данным минобороны Турции, турецкие военные уничтожили свыше 50 сирийских. По сообщению газеты Milliyet («Нация»), от авиаудара в сирийской провинции Идлиб погибло два турецких военных, пятеро тяжело ранены. По сведениям администрации президента Турции (их передало государственное агентство Anadolu), удар нанесла сирийская авиация.
Бой в Идлибе завязался на следующий день после того, как Эрдоган сообщил, что готов начать военную операцию в провинции Идлиб. Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков назвал во вторник вариант с наступлением турецкой армии в Идлибе худшим вариантом развития событий.
По словам человека, близкого к Минобороны России, своими действиями Турция де-факто признала, что поддерживает боевиков группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещена в России): на протяжении последних месяцев она перебрасывала сотни единиц бронетехники, танков, артиллерийских орудий и реактивных систем залпового огня – часть из них участвовали в атаке на сирийские правительственные войска. Чтобы сдержать турок, воздушное патрулирование в районе Идлиба будут вести не только сирийские, но и российские истребители, говорит собеседник «Ведомостей».
Хуже всего, что Турция передала боевикам американские переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) типа Stinger – именно из них в феврале в идлибской зоне деэскалации были сбиты два сирийских военных вертолета, продолжает человек, близкий к российскому Минобороны. В четверг, 20 февраля, поддержанные Турцией боевики пытались из этих ПЗРК сбить атаковавший их российский бомбардировщик Су-24, сообщил ливанский портал Al-Masdar, но промахнулись.
Во избежание подобных инцидентов российская боевая авиация будет летать на высоте более 5000 м, говорит собеседник «Ведомостей»: туда ПЗРК не достают.
Не меньшая, чем самолетам, опасность грозит и российским военным советникам, закрепленным за командованием сирийских подразделений, в том числе тех, что действуют на передовой в Идлибе, беспокоится офицер Минобороны России.
Участие турецких вооруженных сил в боях на стороне сирийских оппозиционеров рушит существовавшие до этого договоренности, в том числе те, что достигнуты на высшем уровне, между Путиным и Эрдоганом, считает высокопоставленный дипломатический источник. Обострение ситуации в Идлибе не способствует ускорению встречи глав государств, а скорее отдаляет ее, сетует собеседник «Ведомостей».
Тем не менее и турецкая, и российская стороны стараются управлять эскалацией и не хотят чрезмерного обострения конфликта, потому-то российская сторона заявляет об ударах по боевикам, а турецкая – что их бомбили сирийцы, говорит человек, близкий к Минобороны России. По его словам, переговоры с Турцией будут продолжены.
Вероятность неуправляемой эскалации в Сирии существует: трудно представить, что Турция полностью контролирует боевиков, находящихся в Идлибе, тревожится гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов: «Конечно, есть угроза, наверное, нужно думать о комплексных мерах по деэскалации ситуации. Может быть, это должна быть буферная зона или другие механизмы, но надо как-то эту ситуацию разрядить».
Кортунов не исключает прямого столкновения турецких и российских военных в нынешней ситуации, но указывает, что и российская, и турецкая стороны понимают эти риски и стараются максимально их избегать. Дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от действий сирийцев, считает Кортунов. Президент Сирии Башар Асад говорит, что намерен идти дальше, поддержит ли Асада в этом Россия, пока не ясно, продолжает он, но в целом понятно, что для России не стоит вопрос, будет ли захвачен Асадом Идлиб, – вопрос стоит, когда этот захват произойдет. «Это «когда» может растянуться на какой-то срок, но и Турция должна делать встречные шаги, чтобы не допускать провокаций в отношении сирийских или российских военных объектов с территории Идлиба», – уверен Кортунов. По его мнению, сейчас было бы логично зафиксировать территориальный статус-кво, а потом уже разбираться с выполнением соглашений, заключенных Россией и Турцией в сентябре 2019 г.
Обострение отношений с Россией заставило турецкие средства массовой информации вспомнить напряженность, возникшую после того, как в конце 2015 г. турецким истребителем был сбит российский бомбардировщик Су-24, что повлияло и на торговые связи двух стран. Турецкие дальнобойщики десятые сутки не могут въехать на территорию России с Украины с грузом томатов, сообщил турецкий телеканал NTV, проблема на границе возникла из-за превышения квот на импорт в Россию. По данным канала, на границе ожидает порядка 250 крупнотоннажных грузовиков, 5000 т томатов придется утилизировать, если ситуация не разрешится. Убытки производителей там оценили в $20–30 млн.
Сейчас действует квота на поставку в 150 000 т томатов в Россию из Турции. Однако недавно российский Минсельхоз сообщил, что планирует увеличить квоту до 200 000 т. Как сообщил телеканалу глава Союза экспортеров Западного Средиземноморья Турции Хаккы Бахар, после этих новостей турецкие поставщики, не дожидаясь официального решения, направили дополнительные партии продукции в Россию. Как сообщал Минсельхоз «Ведомостям» неделю назад, приказ Минсельхоза об увеличении квоты уже подписан и скоро будет направлен на регистрацию в Минюст. Но и прежняя квота все еще не выбрана – турецкие поставщики ввезли в Россию только 147 000 т. Весь рынок ждет турецкие помидоры, их сейчас нечем заменить, потому что не сезон, говорит сотрудник крупного ритейлера. Пока проблем с нехваткой овощей нет, но они могут возникнуть, если ситуация с подписанием документов затянется, говорит собеседник «Ведомостей».
В подготовке статьи участвовала Екатерина Бурлакова