Как Кремль мобилизует избирателей на голосование за поправки в Конституцию

Методы будут те же, что на президентских выборах в 2018 году
Россиянам предложат поддержать путинские поправки в Конституцию столь же решительно, как они поддержали самого Путина на выборах президента
Россиянам предложат поддержать путинские поправки в Конституцию столь же решительно, как они поддержали самого Путина на выборах президента / Reuters

Администрация президента планирует использовать в кампании по информированию и мобилизации россиян на голосование по поправкам в Конституцию технологии, применявшиеся на президентских выборах 2018 г. Методы стимулирования избирателей будут схожими с теми, что использовались тогда в ходе беспрецедентной по масштабам мобилизационной кампании. Об этом «Ведомостям» рассказали три собеседника, близких к администрации президента, и человек, близкий к мэрии Москвы.

Собеседники, близкие к администрации, говорят, что явка должна быть более 50%, а голосование за поправки – не менее 70%. Главным ответственным за мобилизацию, по словам трех собеседников, станет политтехнолог Григорий Казанков, курировавший то же направление на выборах-2018. Он отвечал за корпоративную мобилизацию (обеспечение явки на участки сотрудников крупных предприятий, госкомпаний) и организацию опросов по проектам благоустройства городов, которые проходили в один день с президентскими выборами. К информированию о выборах тогда подключились магазины, автозаправки, банки, кинотеатры и общественный транспорт. РБК сообщал, что установка по явке и голосам за Владимира Путина составляла «70% на 70%». В итоге на участки пришли 67,5% россиян, а за Путина проголосовали 76,7%.

Один из близких к администрации собеседников полагает, что в течение недели должна быть сформирована концепция кампании. Окончательная дата опроса пока не утверждена, говорит он: «Это может быть как 12 апреля – пока это рабочий вариант, – так и 19 или 26 апреля. Окончательную дату определит президент». Ранее РБК сообщал о возможности проведения опроса 12 или 26 апреля.

Базовая концепция состояла в том, чтобы акцентировать агитацию на социальной части проекта, но потом ФОМ и ВЦИОМ провели первые фокус-группы и опросы по поводу того, какие из поправок лучше воспринимаются населением, рассказывает собеседник: «Сейчас стало понятно, что нужно поделить электорат. Есть лояльные президенту люди, которые проголосуют за все, что он попросит. Есть большая группа, которая готова поддержать социальные поправки. И есть политизированная группа, которую тоже будут сегментировать, поскольку она неоднородна: кого-то интересует национализация элит и отказ чиновников от иностранного гражданства, других – перераспределение полномочий между институтами власти. На каждую из этих групп будет направлена агитация».

Социология показывает, что население поправки поддерживает, но есть риск, что, поскольку уровень одобрения высокий, люди на участки не придут, говорит еще один человек, близкий к администрации: «В администрации хотят максимизировать явку, чтобы она была больше 50%. А голосование за поправки точно не будет ниже 70%, это показывает социология. Просто у людей должен быть мотив, чтобы прийти на участки». Он также отмечает, что обсуждается и проведение опроса в будний день, который могут сделать выходным. «Президент, по сути, сейчас сам ведет разъяснительную работу, встречаясь с разными группами – молодежью, общественниками и т. д. Один из возможных месседжей для разъяснения поправок – это разговор о будущем страны», – продолжает собеседник. Все технологии, применявшиеся на президентских выборах, будут использоваться и сейчас, добавляет он. Времени остается все меньше и с датой нужно определяться скорее, поскольку без нее нельзя запускать мобилизационные проекты, причем вариант с переносом голосования, например, на июнь пока тоже нельзя исключать, добавляет собеседник.

Кроме Казанкова к организации опроса привлечены «ИМА-консалтинг» (будет отвечать за наружную рекламу и полиграфию), интернетом займется медиатехнолог Владимир Табак, за спецпроекты будет отвечать «Бакстер груп» Олега Матвейчева и Дмитрия Гусева, поучаствует в кампании и кремлевский think-tank ЭИСИ.

«Ведомости» направили запросы в «ИМА-консалтинг» и Табаку. Казанков и Матвейчев отказались от комментариев. Представитель ЭИСИ сказал, что они не участвуют в таких обсуждениях, а лишь проводят круглые столы, посвященные конституционной реформе.

В администрации регулярно проходят совещания об организации голосования.

В четверг куратор внутренней политики Сергей Кириенко и начальник управления президента по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев обсуждали вопрос об информировании населения с технологами. Тему голосования Кириенко также обсуждал с председателем Центризбиркома Эллой Памфиловой.

Пока президенту не докладывали об окончательной концепции проведения общероссийского голосования, возможно, доложат уже на следующей неделе, говорит один из собеседников: «В любом случае до 15–20 февраля должны определиться как с процедурой опроса, так и с окончательными поправками. То, что второе чтение законопроекта в Госдуме перенесли на более поздний срок, как раз связано с тем, что пока нет определенности по тому, как будет организован опрос». Другой собеседник не исключает, что будет и обращение президента с призывом принять участие в опросе «о судьбе России». При этом два собеседника упоминают о риске, связанном с коронавирусом: непонятно, что будет с его распространением в России, «а ведь большинство избирательных участков располагается в школах», добавляет один из них.

О намерении внести в Конституцию ряд существенных изменений Путин объявил 15 января в послании Федеральному собранию. В тот же день была создана рабочая группа для обсуждения поправок, однако уже 20 января президент внес законопроект в Госдуму, а 23 января он был принят в первом чтении. Второе чтение планировалось на 11 февраля, но было перенесено.

В послании Путин предложил вынести поправки на всероссийское голосование. Позже он пояснил, что хочет, чтобы «люди сказали, хотят они этого изменения или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, или отклоняет его». Решить, подписывать ли поправки, президент пообещал с учетом итогов голосования.

Решение задачи по достижению определенных KPI при голосовании – дело непростое, а ставки при этом высокие, рассуждает политолог Екатерина Курбангалеева: «Явка определенно должна быть не меньше 50%, чтобы в голосовании участвовало не меньше половины населения страны. Изменения в Конституцию должно одобрить большинство». Кроме того, это будет косвенный референдум о доверии президенту, полагает эксперт: «Соответственно, если президенту доверяют, то, значит, большинство должно прийти и поддержать его инициативы». Организовать же сам опрос будет очень сложно, поскольку смыслом президентской кампании было «приди и поддержи», а здесь предлагается проголосовать за целый пакет нововведений, отмечает Курбангалеева: «Должна быть информационная кампания, разъясняющая, что поправки дадут людям и зачем их принимают. Отдельная задача – краткая формулировка смысла нововведений. Я думаю, что будет обращение президента с просьбой прийти и поддержать поправки». Акцент в информационной кампании можно сделать, например, на обязательном отказе чиновников от иностранного гражданства, индексации пенсий, уравнивании МРОТа и прожиточного минимума, но в любом случае мобилизация будет непростой задачей, резюмирует эксперт.