Изменит ли ожидаемая отставка Владислава Суркова отношения Москвы и Киева

Бывший вице-премьер Дмитрий Козак мог бы придать им новую динамику, считает эксперт
Владислав Сурков не видит для себя перспектив в российско-украинских отношениях
Владислав Сурков не видит для себя перспектив в российско-украинских отношениях / РИА Новости

Помощник президента России Владислав Сурков, курировавший в Кремле Украину, покинет госслужбу, сообщил в субботу утром в своем Telegram-канале директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Близкий к Суркову политолог объяснил решение чиновника «сменой курса на украинском направлении». По словам Чеснакова, после месяца «медитации» Сурков «обещал сообщить о причинах принятого им решения и о дальнейших планах».

Главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов увязал решение Суркова со сменой куратора Украины в администрации президента. «Украинское направление отходит к только что назначенному замглавы администрации Дмитрию Козаку», – написал он в Telegram-канале в субботу.

«Никаких указов об отставке Суркова нет, – заявил «Ведомостям» в субботу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. – Что касается изменения политики на украинском направлении, то это не соответствует действительности». После этого Чеснаков уточнил в Telegram, что знает о решении Суркова от него самого, оно «принято и не изменится»: «Когда появится указ – определит президент». На просьбу «Ведомостей» разъяснить фразу о «смене курса на украинском направлении» политолог ответил: «Когда придет время».

Сурков пришел в Кремль в конце 1990-х гг., до декабря 2011 г. курировал внутреннюю политику и получил широкую известность как автор концепции «суверенной демократии». С 2014 г. отвечал за политику России на украинском направлении, в зону его ответственности также входили Абхазия и Южная Осетия.

Вряд ли Чеснаков стал бы говорить об отставке, не получив соответствующей санкции, отмечает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов: «Может быть, и идея такая была – устроить хеппенинг вокруг этого. Сурков достаточно опытный человек, чтобы понимать, что такое заявление без предварительного указа президента – это некий выпад». Уход Суркова ознаменует «завершение определенной главы», ведь на украинском направлении идет если и не смена курса, то по крайней мере смена приоритетов, считает эксперт: «Сурков и его команда – это прежде всего политтехнологи. Наверное, их профессиональные качества были востребованы, когда там были выборы. Сейчас же большая ставка может быть сделана на экономическую составляющую». В таком случае понятно появление Козака, который давно уже присматривался к украинскому направлению, считает эксперт. Есть также мнение, что Сурков и его коллеги слишком погрузились в дела самопровозглашенных ЛНР и ДНР, добавляет Кортунов: «Теперь, когда появились перспективы более широкой договоренности с [президентом Украины Владимиром] Зеленским, эта встроенность в процессы внутри республик уже не является столь необходимой, как раньше».

В целом же можно говорить о двух подходах руководства России к политике в СНГ, продолжает эксперт: «Один основан на том, что проблему надо решать, даже если это будет связано с какими-то уступками, издержками, компромиссами и даже с определенным политическим риском. Это, мне кажется, позиция Козака». Другой подход можно обозначить как «игру на удержание статус-кво», в случае с Украиной он предполагает выжидание, чтобы понять, «насколько Зеленский серьезный партнер, насколько он контролирует силовиков и сможет ли противостоять давлению олигархов», отмечает Кортунов. Это, насколько можно судить со стороны, линия группы Суркова. В Киеве к Суркову также относятся с подозрением, рассматривая его скорее как оппонента, чем как партнера, добавляет эксперт: «В этом смысле назначение Козака может придать [отношениям Москвы и Киева] некую новую динамику».

В Киеве возможный уход Суркова восприняли неоднозначно. По мнению экс-главы МИД Украины Павла Климкина, Сурков «не хотел ничего делать, его все устраивало как есть», а вот «его преемники будут пытаться навязать нам российские условия очень активно и очень жестко», написал он в своем Twitter. При Суркове украинская политика России явно зашла в тупик и требовалась выработка новых подходов, пишет директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник на сайте организации, теперь же возможно не только продвижение по гуманитарным вопросам, но и «корректировка минских соглашений». Хотя «проблемным остается вопрос первичности: сначала выборы, а потом передача Киеву контроля над границей, как зафиксировано сейчас, или наоборот, на чем настаивает Зеленский». Но прорыва ожидать не стоит, оговаривается эксперт: «Ни Россия, ни Украина не готовы к возврату к полноценному статус-кво образца начала 2014 г.».