Эффективность управления снизилась более чем в 50 регионах

Это следствие проблем, возникших в системе власти после выборов президента, считают эксперты
Эффективность управления регионами в 2019 г. снизилась
Эффективность управления регионами в 2019 г. снизилась / Евгений Разумный / Ведомости

Эффективность управления регионами в 2019 г. снизилась, говорится в ежегодном рейтинге Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК). По сравнению с 2018 г. средний балл эффективности снизился с 0,619 до 0,595 – это худший результат за весь период наблюдений (2016–2018 гг.). При этом снижение показателей затронуло 53 из 85 субъектов Федерации (год назад средний балл снизился в 36 регионах).

Эта тенденция не имеет «катастрофического характера», но отражает проблемы, возникшие в системе регионального управления после выборов президента – 2018, указывают авторы доклада. В частности, у федерального центра стало возникать много претензий по поводу реализации в регионах национальных проектов и майского указа президента, а также реформ в социальной, экологической и других сферах. А в самом губернаторском корпусе усилилось расслоение между «успешными управленцами, решающими и традиционно закрепленные за регионами, и специально поставленные центром задачи», и руководителями, которые «отстали от времени».

Произошла поляризация оценок, констатируют эксперты: в группе самых успешных губернаторов (средний балл выше 0,7) по-прежнему девять человек, а группа отстающих (менее 0,5 балла) увеличилась до 14. Снижение средних показателей затронуло все три исследуемых блока – политико-управленческий, социальный и финансово-экономический. В число регионов-лидеров входят Тюменская, Калужская и Белгородская области. Из первой тройки выбыла Чечня, которая теперь на шестом месте, а из первой десятки – Санкт-Петербург и Чукотка, место которых заняли Сахалин и Башкирия. Замыкают рейтинг Архангельская область, Ингушетия и Северная Осетия.

Большинство случаев улучшения позиций в рейтинге связаны с регионами, где к власти недавно пришли назначенцы президента. А самое резкое ухудшение, напротив, произошло там, где на выборах победили оппозиционеры – Владимир Сипягин во Владимирской области и Сергей Фургал в Хабаровском крае. Хотя «неоднозначная ситуация», по мнению экспертов, сложилась и вокруг нескольких губернаторов, ранее назначенных Кремлем: снижение показателей произошло у Александра Беглова (Санкт-Петербург), Олега Кожемяко (Приморье) и Казбека Кокова (Кабардино-Балкария).

Как рассчитывается рейтинг

Интегральный рейтинг эффективности управления обобщает рейтинги по трем блокам – политико-управленческому, социальному и финансово-экономическому. В первом оцениваются общественная поддержка губернатора, консолидация элит и отношения с федеральным центром. Второй обобщает статистику и экспертные оценки по четырем направлениям социальной политики – здравоохранение, образование, межнациональные отношения, инфраструктура и ЖКХ. В третьем блоке оценивается эффективность экономического управления и бюджетной политики, а также успехи в улучшении инвестиционного климата.

В 2020 г. губернаторские выборы пройдут не менее чем в 16 регионах, из которых наиболее высокие позиции в рейтинге у Калужской и Ленинградской областей. Стабильное положение у Ростовской области, Татарстана, Камчатки и Краснодарского края. Ухудшились позиции Тамбовской, Брянской и Пензенской областей, а наименее благоприятная ситуация среди выборных регионов у Чувашии и Архангельской области.

Снижение эффективности регионального управления объясняется тем, что ресурсы, которыми располагали власти субъектов, остались весьма ограниченными, говорит гендиректор АПЭКа Дмитрий Орлов: «Очевидны претензии центра в связи с реализацией нацпроектов. Заметно и снижение активности внутриполитического блока региональной власти после президентской кампании». Но потенциал «технократической» системы отбора губернаторов далеко не исчерпан, считает эксперт: «Просто в отборе, а затем в оценке глав регионов должны появиться дополнительные критерии, прежде всего способность проводить эффективную социальную политику и поддерживать реальный диалог с гражданами».

Доводы о снижении эффективности регионального управления не убеждают – качественных изменений ни в ту, ни в другую сторону по сравнению с 2016–2018 гг. не произошло, уверен политолог Виталий Иванов: «Безотносительно того, называют ли губернаторов технократами, учат ли их на курсах и прогоняют ли через конкурсы, по моему мнению, будущие губернаторы должны в первую очередь иметь опыт регионального управления. Это могут быть бывшие председатели региональных правительств, вице-губернаторы, мэры крупных городов или руководители подразделений крупных федеральных структур. Надо, чтобы это было обязательным условием назначения губернатором». Наличие такого бэкграунда не гарантирует, что человек окажется способен к этой работе, но это хотя бы будет как-то объяснять то или иное назначение, добавляет эксперт.

В стране затяжная экономическая стагнация, потому и результативности добиться сложнее, считает политолог Алексей Макаркин: «Проблема в значительной степени не в управленческих качествах тех же технократов, а в вызовах, с которыми они сталкиваются». К тому же после 2018 г. стало ясно, что люди теперь автоматически за губернаторов не голосуют, говорит эксперт: «Поэтому приходится принимать решения, которые связаны не только с экономической целесообразностью, но и с электоральными приоритетами. В любом случае технократы, приходя в регионы из разных министерств, должны становиться политиками, но даже сейчас еще об этом судить рано».