Новые канадские сепаратисты надеются повторить успех старых

Партия Wexit Canada выступает за суверенитет богатых западных провинций
Либеральная партия премьера Джастина Трюдо удержала лидерство на октябрьских парламентских выборах, но резко сдала позиции в нефтеносных провинциях, в первую очередь Альберте (на фото)
Либеральная партия премьера Джастина Трюдо удержала лидерство на октябрьских парламентских выборах, но резко сдала позиции в нефтеносных провинциях, в первую очередь Альберте (на фото) / AMBER BRACKEN / Reuters

Центризбирком Канады в конце прошлой недели зарегистрировал партию Wexit Canada, позаимствовавшую модель названия у Brexit. На выборах 2023 г. новые сепаратисты надеются сыграть на растущем недовольстве обеспеченных западных провинций страны истеблишментом в Оттаве и необходимостью делиться с менее успешными соседями.

Новые сепаратисты

Либеральная партия премьера Джастина Трюдо удержала лидерство на октябрьских парламентских выборах, но резко сдала позиции в нефтеносных провинциях, в первую очередь Альберте. «Канадский Техас» с населением 4,4 млн человек лишился 100 000 рабочих мест, переживая сильнейшую за десятилетия рецессию и обвальное падение цен на недвижимость на фоне снижения цен на нефть и дефицита экспортной инфраструктуры (против достройки стратегического нефтепровода протестуют природозащитники и коренные народности). Местные избиратели раздражены политикой Оттавы, считая, что кормят всю страну, но не получают адекватного представительства в парламенте.

По вкладу в национальный ВВП Альберта, присоединившаяся к канадской конфедерации вместе с Саскачеваном в 1905 г., идет третьей после Онтарио и Квебека и ежегодно платит миллиарды долларов в федеральную казну в рамках действующей с 1957 г. системы equalization payments, предписывающей более богатым провинциям скидываться в пользу бедных для сохранения равномерно высокого качества жизни по всей Канаде. А Wexit Canada призывает к полной и бескомпромиссной автономии от центра. «Альберта останется суверенной и никоим образом не будет в подчинении у правительства Канады, британской короны или ООН», – говорится в ее манифесте. Помимо выпуска национальной валюты, создания собственной армии и полиции партия обещает не усердствовать с приемом мигрантов, а главным будущим партнером называет США.

До сих пор главным оплотом сепаратизма в Канаде считался восточный Квебек, где 95% жителей говорят по-французски и где дважды проходил референдум об отделении. В 1980 г. идею суверенитета отвергло более 59% участников плебисцита, а в 1995 г. – 50,6%. С тех пор идея квебекского суверенитета, казалось, сошла на нет, но на выборах-2019 сепаратисты неожиданно вновь вышли на авансцену, хотя и с более сдержанной риторикой. «Квебекский блок», у которого было 10 мандатов в федеральном парламенте, получил 32 из 78 отведенных провинции мест в палате общин (либералам досталось 35 мандатов).

Популистская волна

После выборов Трюдо объявил приоритетом возобновление политического диалога с рассерженными избирателями на западе и поручил вплотную заняться этим уроженке Альберты, вице-премьеру Христе Фриланд, которая до выборов возглавляла МИД. Тему национального единства премьер затронул и в минувшее воскресенье в столице Альберты Эдмонтоне на траурной церемонии в память канадцев, погибших в сбитом под Тегераном самолете. «Вся ваша страна стоит вместе с вами сегодня, завтра и во все времена», – сказал Трюдо, которого цитирует газета Toronto Star. Но фоном к этому выступлению стали развешанные по всей Альберте билборды с изображением Трюдо и обвинениями в его адрес, перечеркнутые требованием «За решетку!». Кампания оплачена организацией Alberta Fights Back («Альберта наносит ответный удар»), которую возглавляет лидер Wexit Canada, в прошлом офицер Королевской канадской конной полиции Питер Даунинг. Взявший у него интервью популярный у западных миллениалов журнал Vice охарактеризовал основателей Wexit Canada как «ультраправых сторонников теории заговора», уверенных, что Трюдо выступает, например, за «нормализацию педофилии».

Сильнейший финансовый кризис 2008–2009 гг. ударил по карману жителей западных стран. Это обернулось взлетом симпатий к популистам, пропагандирующим идею опоры на собственные силы, будь то состоявшийся развод богатой Великобритании с бюрократами Евросоюза или не состоявшееся пока отделение от Испании зажиточной провинции Каталония. Кроме того, во многих европейских странах успехов на выборах стали добиваться популистские лидеры или партии, большинство из которых крайне правые и даже исповедующие ксенофобию и расизм.

Пока большинство жителей нефтеносных провинций Канады сепаратистов не поддерживают: согласно недавнему опросу Ipsos, за суверенитет выступает лишь треть жителей Альберты и 27% жителей Саскачевана. Многие сомневаются в перспективах отделения лишенной доступа к океану провинции, которая все равно будет крайне зависеть от метрополии в импорте и экспорте товаров и услуг. «Сепаратизм Альберты – наиболее глупое политическое движение в сегодняшней Канаде», – считает колумнист газеты National Post, аудитория которой традиционно наиболее критически настроена к Трюдо и его команде.

Но некоторые политики все же видят серьезный потенциал у популистов, разыгрывающих карту сепаратизма. «Популистские настроения в Канаде есть. Большое количество простых людей чувствуют себя лишенными права голоса, считают, что их мнение не принимается в расчет, разочарованы в правящих партиях, мейнстримных масс-медиа и экспертах. <...> Популизм уже демонстрировал, что может являться позитивной силой», – сказал в эфире одного из телеканалов ветеран канадской политики, основатель Партии реформ Престон Мэннинг.