Одобрение соглашения о Brexit принесет премьеру Джонсону новые проблемы
Выход Великобритании из ЕС может угрожать ее территориальной целостностиПалата общин парламента Великобритании в пятницу одобрила сделку по выходу страны из Евросоюза (ЕС), согласованную ранее с ЕС премьером Борисом Джонсоном. Во втором чтении законопроект поддержали 358 депутатов (при необходимом минимуме в 325 голосов), против были 234. Учитывая имеющееся у консерваторов уверенное большинство, эксперты ожидают похожего результата и от третьего чтения, намеченного на начало января. После этого сделку должна одобрить палата лордов, а затем пройдет ратификация в британском и Европейском парламентах. Этот процесс планируется завершить до 31 января 2020 г. – официальной даты Brexit.
В октябре Джонсон договорился с Брюсселем о внесении изменений в план выхода страны из ЕС, разработанный в 2018 г. правительством Терезы Мэй. Поправки коснулись самого спорного вопроса – режима ирландской границы и механизма «бэкстопа», из-за которого британский парламент трижды отклонял план Мэй. Вместо бэкстопа, предусматривающего сохранение Северной Ирландии в составе Таможенного союза ЕС на время переходного периода после Brexit, стороны договорились о применении таможенных норм ЕС к товарам, следующим из Великобритании в ЕС через Северную Ирландию. При этом Северная Ирландия останется в таможенном пространстве Великобритании. Такой вариант в конце октября одобрила палата общин, проголосовав при этом против ускоренного принятия соответствующего законопроекта. Это не позволило премьеру осуществить Brexit до конца октября, как было ранее запланировано, и привело к досрочным выборам 12 декабря. На них консерваторы Джонсона получили в палате 365 мест из 650.
Против сделки в пятницу голосовали лейбористы, либерал-демократы, члены Демократической юнионистской партии Северной Ирландии и все 47 депутатов от Шотландской национальной партии (ШНП). Ее успех (партия получила 13 дополнительных мест) стал еще одним важным результатом досрочных выборов. Это может привести к противостоянию с Джонсоном, который ранее отказался рассматривать вопрос о втором референдуме о независимости Шотландии.
В ходе референдума 2014 г. за ее сохранение в составе Великобритании проголосовало 55% участников. Руководство ШНП настаивает на проведении повторного референдума в 2021 г., поскольку шотландцы в отличие от остальной Великобритании в 2016 г. проголосовали против выхода страны из ЕС. После выборов 12 декабря лидер ШНП Никола Стерджен в интервью BBC News снова предупредила Джонсона, что Лондон не сможет удержать Шотландию в составе Великобритании против ее воли. А если премьер уверен в том, что шотландцы поддерживают сохранение этого союза, то он должен дать им возможность высказаться по этому поводу, добавила она.
Североирландские юнионисты тоже выступают против плана Джонсона, поскольку он создает риск образования жесткой границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландией в случае, если ЕС и Великобритания не примут соглашение о свободной торговле в течение переходного периода. До его окончания 31 декабря 2020 г. все остается, как прежде, а пункты соглашения Джонсона об ирландской границе начнут действовать только по истечении этого срока. Поэтому еще один политический кризис вокруг Brexit в 2020 г. практически неизбежен, пишет The Irish Times. Великобритания теперь уже точно покинет ЕС 31 января, но это будет только первым этапом ее отделения, подтверждает The Atlantic: «Проблема в том, что за год переходного периода стороны вряд ли успеют принять новое соглашение о свободной торговле. Если это произойдет и Джонсон в соответствии со своими обещаниями не будет продлевать переходный период, это приведет к серьезному экономическому шоку в Великобритании, Европе и мире».
Несмотря на сохранение существующих норм на протяжении 2020 г., надо понимать, что «это будет переходный период уже между двумя отдельными субъектами» и Джонсон намерен завершить его к концу следующего года, напоминает директор исследовательской компании Europe Insight Андрей Куликов. В то же время, говорит он, большинство экспертов едины во мнении, что заключить торговое соглашение в такой короткий срок технически невозможно – это касается и самого переговорного процесса, и процедуры ратификации парламентами стран ЕС: «Раз Джонсон так уверен, что ему это удастся и переходный период продлевать не придется, значит, он планирует пойти на серьезные уступки. Мы уже наблюдали это в ходе согласования новой сделки с Брюсселем. По сути, Джонсон пошел на отделение Северной Ирландии от остальной части страны – мера, неприемлемая для предыдущих кабинетов». И тем не менее это не помешало премьеру выиграть выборы и получить такое комфортное большинство в палате общин, что сейчас ни одна парламентская сила не может помешать ему осуществить Brexit 31 января по условиям его соглашения, резюмирует Куликов.