Бывший заключенный наездил в российских автозаках на 15 млн рублей компенсации

Но согласен получить от государства хотя бы 2,25 млн, исходя из тарифов ЕСПЧ
Бывший заключенный подсчитал, что наездил в российском автозаке на 15 млн руб. компенсации
Бывший заключенный подсчитал, что наездил в российском автозаке на 15 млн руб. компенсации / Сергей Мальгавко / ТАСС

Фигурант «дела Гайзера» – бывший чиновник администрации главы Республики Коми Павел Марущак подал иск к МВД, Минфину и Генпрокуратуре с требованием возместить моральный вред, понесенный им во время перевозки в автозаках. Как следует из иска («Ведомости» с ним ознакомились), заявитель провел почти четыре года в московских СИЗО, откуда его не менее 203 раз вывозили к следователям и в суды. В общей сложности он провел в фактически пыточных условиях около 1600 часов. Пассажиры автозаков страдают от отсутствия вентиляции, скученности и нахождения часами в тесных «стаканах» – часто в ущерб времени, отведенному на сон. В случае Марущака ситуация осложнялась тем, что, будучи инвалидом, он вынужден был передвигаться с помощью протеза, а автозаки для этого не приспособлены.

Заявитель ссылается на недавнее решение ЕСПЧ по делу «Томов и другие против России», в котором суд признал бесчеловечными условия транспортировки заключенных в России. Это было не первое такое решение, но на этот раз суд вынес так называемое пилотное постановление, т. е. признал проблему системной. Марущак напоминает, что по этому делу ЕСПЧ присудил одной из заявительниц компенсацию в 1500 евро за 20 перевозок общей продолжительностью 11 часов 40 минут. Его же 1600 часов по такому тарифу тянут на 15 млн руб. Но, понимая, что российские суды не обеспечивают эффективной правовой защиты при рассмотрении жалоб даже на пытки, экс-чиновник заявляет лишь 15% от указанной суммы, а именно 2 250 000 руб.

«Мы подали еще и жалобу в ЕСПЧ на условия перевозок», – говорит представляющий Марущака юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак. Она будет отозвана, если справедливой компенсации удастся добиться здесь, обещает он, это первая попытка фонда инициировать на национальном уровне разбирательство о негуманных условиях перевозок в тюремном транспорте. Юрист напоминает, что Марущак был оправдан по статье об организованном преступном сообществе и, следовательно, так долго находился в СИЗО без законных оснований.

«Ведомости» направили запросы в МВД и Генпрокуратуру.

Верховный суд внимательно следит за практикой ЕСПЧ, говорит сотрудник правоохранительных органов на условиях анонимности: например, в 2018 г. суд рассчитал, что ущерб от незаконного содержания под стражей по тарифам ЕСПЧ составляет около 2000 руб. в сутки, и назначил компенсацию более 2 млн руб., а не 600 000, как местный суд. Но тут главный вопрос – установить сам факт причинения вреда, отмечает собеседник. По российскому законодательству право на получение такого возмещения бесспорно, его не надо доказывать, а вот в случае с перевозкой придется еще доказать, что, например, были нарушены установленные нормативы, или переполнен автозак, или не давали питания.

Марущак говорит, что по его опыту такие дела практически никогда не удается выиграть – и именно потому, что российские суды проверяют перевозки прежде всего на соответствие российским нормативам, которые являются по существу пыточными. Задача этого иска – понять, насколько суды восприняли позицию ЕСПЧ, объясняет он.