Минюст требует приостановить деятельность партии Дмитрия Гудкова
Власть не хочет допустить его превращения в системного политика, считает экспертВерховный суд назначил на 14 января 2020 г. рассмотрение иска Министерства юстиции о приостановлении деятельности партии «Гражданская инициатива». Об этом сообщил ее бывший председатель Андрей Нечаев, сославшись на соответствующее определение Верховного суда. «Гражданская инициатива» на съезде в июне 2018 г. была переименована в Партию перемен, а новым председателем делегаты избрали бывшего депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, однако эти изменения до сих пор не утверждены Минюстом. Тогда же в политсовет партии вошла телеведущая Ксения Собчак, которая в декабре 2017 г. выдвигалась от «Гражданской инициативы» кандидатом в президенты России и по итогам выборов заняла 4-е место с 1,68% голосов.
Летом 2018 г. партия провела съезд, на котором приняла поправки в устав, в том числе о переименовании в Партию перемен и о корректировке модели управления с акцентом на коллективное руководство: основные решения должны приниматься не председателем партии, а политсоветом, напоминает Гудков, однако Минюст эти изменения зарегистрировать отказался. Одновременно министерство проводило плановую проверку деятельности «Гражданской инициативы» и по ее итогам обнаружило нарушения в партийном уставе, который тот же Минюст проверял еще в 2013 г. перед государственной регистрацией партии, подчеркивает ее председатель. «В итоге новый устав не зарегистрирован, партия формально живет по уставу 2013 г., который, по мнению Минюста, не соответствует закону. Поправки в устав, которые были приняты на съездах, Минюст тоже не регистрирует», – констатирует Гудков. Он напоминает, что полномочия предыдущего председателя Нечаева истекли, съезд партии уже дважды голосовал за избрание на этот пост Гудкова, но эти решения Минюст также не регистрирует и, соответственно, считает, что председателя у партии нет. Скорее всего на основании этих претензий Минюст и будет требовать приостановить деятельность партии, предполагает ее лидер, который иск министерства пока не видел.
Минюст тоже не раскрывает конкретные претензии, которые предъявлены к «Гражданской инициативе». В пресс-службе министерства «Ведомостям» лишь напомнили, что в случае нарушения политической партией действующего законодательства Минюст выносит ей предупреждение и устанавливает срок для устранения выявленных нарушений, а если недостатки не устранены в установленный срок, то деятельность партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного суда на основании заявления Минюста. В адрес «Гражданской инициативы» дважды выносились предупреждения, но в установленный срок до 4 октября 2019 г. нарушения устранены не были, указывает Минюст. Поэтому на основании п. 1 ст. 39 закона о политических партиях министерство подало административный иск о приостановлении деятельности «Гражданской инициативы» на три месяца, говорится в ответе на запрос.
После июньского съезда 2018 г. партия Гудкова не смогла принять участие ни в одних региональных выборах. Так, летом 2018 г. ее новый лидер выдвигался в мэры Москвы, но не сумел преодолеть муниципальный фильтр. Не удалось выдвиженцам партии собрать необходимое число подписей муниципальных депутатов на выборах губернатора Владимирской области (в 2018 г.) и главы Республики Алтай (в 2019 г.). Поучаствовать в выборах «Гражданской инициативе» удавалось лишь на муниципальном уровне: в частности, в 2018 г. ее список получил 4,3% голосов в Кош-Агачском районе Республики Алтай и 2,2% – на выборах в совет депутатов подмосковного Красногорска.
Схожая судьба была у партийных проектов Алексея Навального, который пытался создать свою партию с нуля. Сначала был учрежден «Народный альянс», но это название взяла себе одна из партий политтехнолога Андрея Богданова. Позже Минюст отказал Навальному в регистрации Партии прогресса, а это название получила еще одна партия из пула Богданова. Третью попытку Навальный предпринял с партией «Россия будущего», но и ее Минюст регистрировать отказался.
На самом деле Гудков не менее опасен для властей, чем Навальный, считает политолог Аббас Галлямов: «Гудков не столь авторитарен и готов к компромиссам. Именно поэтому он гораздо более приемлем для колеблющихся избирателей, которые, с одной стороны, недовольны властями, а с другой – не хотят революции, с которой ассоциируется Навальный». В силу своей компромиссности Гудков опасен еще и тем, что может оказаться эффективным переговорщиком, который в какой-то момент перетянет на сторону оппозиции часть элит – в первую очередь так называемых системных либералов, полагает эксперт: «Именно поэтому Кремль никогда не позволит Гудкову стать системным политиком. Он должен оставаться маргиналом».