Эксперты «Единой России» задумались о том, как ей победить в 2021 году
Партии следует искать новых избирателей и предстать силой добраНакануне назначенного на субботу съезда «Единой России» экспертный совет партии обсудит, как ей меняться к выборам в Госдуму 2021 г. «Ведомости» ознакомились с тезисами выступлений нескольких членов совета. В докладе руководителя экспертного совета партии и председателя правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина говорится, что ресурсами для роста рейтинга являются ее восприятие как «партии Путина» и «партии власти», сохранение базового электората и создание условий для присоединения других электоральных групп, наличие самой разветвленной политической инфраструктуры в стране. Партии надо учитывать несколько факторов: изменение поведения больших электоральных групп, неэффективность пропаганды, консолидацию оппозиции – «все вместе против «Единой России». «Эффект от умного голосования в этом году был в Москве, в других регионах технология не сработала. Этот кейс нужно изучать, чтобы понять, как ему противостоять на выборах в Госдуму в столицах и мегаполисах. Но к 2021 г. к критике подключится и парламентская оппозиция, которая имеет доступ на телевидение, и будет обращаться и к базовому электорату «Единой России», – говорит Костин.
Электорат «Единой России» в ФоРГО – на основании исследований ФОМа, ВЦИОМа и «Инсомара» – делят на четыре категории. Базовый электорат, голосовавший за нее на выборах в Госдуму 2016 г. и готовящийся проголосовать в 2021 г., составляет 25% (в основном люди старше 60 лет, женщины, большая часть живет в поселках, селах и небольших городах). В 18% ситуативного электората входят люди, не декларирующие голосование за «Единую Россию», но готовые при определенных условиях проголосовать за нее (молодежь от 18 до 35 лет и люди от 60 лет и старше). Новый электорат партии может составить 7%, в основном это молодежь 18–24 лет. По словам Костина, это люди, которые впервые пойдут на выборы, а среди молодежи есть большой сегмент сторонников Владимира Путина и часть из них поддержит и «Единую Россию». Еще 16% эксперты относят к утраченному электорату, который сейчас отказывает партии в поддержке, но четверть из них все-таки могут проголосовать за «Единую Россию» в 2021 г. (женщины предпенсионного возраста, муниципальные и госслужащие).
В докладе члена высшего совета «Единой России» Дмитрия Орлова говорится, что партия пытается перехватить антибюрократическую повестку, когда некоторые губернаторы, ставшие секретарями региональных отделений, ассоциируются с жестким стилем управления региональными чиновниками. Кроме того, он отмечает формирование позитивной социальной повестки на перспективу 2021–2024 гг., в которой участвует партия. О позитивной повестке, а вернее, о «доброй власти» будет говорить и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. В его докладе объясняется, что образ сильной и агрессивной власти утомил общество: пенсионная реформа негативно отразилась на ее образе как «щедрой», ниша защитника размывается по мере увеличения вакуума между внешнеполитической тематикой и актуальной для населения повесткой. При этом понятие «добро», популярное сейчас в риторике маркетологов, обычно воспринимается как нечто ритуальное. Чтобы сделать образ «доброй власти» убедительным, она должна предпринять несколько шагов – отказаться от экспансии темы наказаний на новые группы (чиновники, врачи и проч.) и не сводить реакцию на эксцессы к поиску виновников. По словам Виноградова, этот рецепт будет актуален для всех уровней власти – от федеральной «Единой России» и ОНФ до региональных руководителей.
К выборам в Госдуму парламентская оппозиция будет использовать тезис о токсичности «Единой России» – и КПРФ с ЛДПР смогут строить свои кампании на противостоянии с ней, считает эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Тем более что партии видели успех умного голосования». При этом у «Единой России» все равно все шансы остаться первой партией, говорит он: «Люди механически голосуют за партию власти, они считают, что могут за это что-то получить на бытовом уровне, поскольку все равно «Единая Россия» воспринимается как власть». Электорат партии мало интересует жестокость власти, но он начинает понимать, что у власти есть проблемы с финансированием социальных обязательств, сказал он: «В использовании позитивной социальной повестки нет ничего нового – граждане воспринимают это как естественную функцию государства, поэтому строить имидж партии на том, добрая власть или нет, вряд ли получится».