Главной темой закрытых оборонных совещаний Путина станет ВМФ

Он получает больше всех денег и хуже всех строится
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Главной темой закрытых совещаний по оборонной промышленности у президента Путина в декабре станет кораблестроение. Эта отрасль получает при выполнении программы вооружений больше всех денег и при этом чаще всех срывает выполнение заданий. О том, что проблемы кораблестроения и ВМФ станут ключевыми в серии встреч, которые состоятся со 2 по 5 декабря в Сочи, «Ведомостям» сообщил человек, близкий к руководству военного ведомства, и подтвердил сотрудник кремлевской администрации. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на запрос «Ведомостей» не ответил.

В этом году было решено отойти от традиционного формата, сложившегося после назначения Сергея Шойгу на пост министра обороны России, рассказывает один из собеседников «Ведомостей»: если раньше каждый день был посвящен перевооружению отдельного вида или рода войск, то сейчас упор решено делать на каком-то одном. Так, в мае 2019 г. военные и промышленность обсуждали в присутствии Владимира Путина преимущественно тематику авиации и ПВО. «Такой подход позволяет максимально глубоко погрузиться в сложные вопросы и повысить вероятность наиболее верного их решения», – считает человек, близкий к администрации президента. Правда, по его словам, сейчас исключение будет сделано для «Роскосмоса»: ввиду критической важности космической отрасли ее проблемы (как финансовые, так и технологические) будут обсуждаться 4 декабря.

В государственной программе вооружения (ГПВ) на 2011–2020 гг. на флот выделялось рекордное финансирование (около 4,7 трлн руб.), что, впрочем, не спасло от фактического провала: по состоянию на ноябрь 2019 г. в состав ВМФ были введены лишь три из восьми стратегических АПЛ проекта 955 «Борей» и всего одна из семи многоцелевых субмарин проекта 885 «Ясень», были сорваны планы по постройке 35 корветов и 15 фрегатов. Некоторые срывы вызваны объективными причинами, признается менеджер одного из предприятий судостроительной отрасли: поставки украинских газотурбинных и германских дизельных двигателей для крупных надводных кораблей были прекращены после крымского кризиса (их замещение продолжается), возникли проблемы со сдачей турбин для атомных лодок. Корабелы стараются нагнать график, что дается с трудом, но довести начатые работы до сдачи заказчику все равно придется, отмечает собеседник «Ведомостей». Совещание у президента будет посвящено как конкретным проектам (вроде модернизации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», пострадавшего при утоплении плавдока ПД-50 при прохождении ремонта в 2018 г.), так и в целом выполнению новой госпрограммы вооружений на 2018–2027 гг., согласно которой ВМФ России должен получить свыше180 кораблей и судов новых проектов, говорит человек, близкий к Минобороны. По его словам, ГПВ в своей флотской части оценивается примерно в 4 трлн руб. Часть из них пойдет на создание подводных беспилотников «Посейдон» и постройку серии штатных атомных носителей к ним, проектирование многоцелевых атомных субмарин пятого поколения типа «Хаски», на создание дизель-электрических подлодок проекта «Калина», на поставку ВМФ кораблей дальней морской зоны (фрегатов проекта 22350) и двух вертолетоносцев. Для того чтобы не допустить срывов, допущенных в предыдущую десятилетку, Белый дом организует полное сопровождение контрактов, говорит сотрудник аппарата правительства, но даже такие меры не являются гарантией их своевременного исполнения.