Россия, Норвегия и Литва обменялись шпионами

Переговоры об этом с участием спецслужб шли больше года
Путин дал согласие помиловать  Матайтиса, Тамошайтиса и Берга (на фото)
Путин дал согласие помиловать Матайтиса, Тамошайтиса и Берга (на фото) / Антон Новодережкин / ТАСС

Россия, Литва и Норвегия обменялись гражданами, осужденными за шпионаж: на свободу вышли россияне Николай Филипченко и Сергей Моисеенко, литовцы Евгениюс Матайтис и Аристидас Тамошайтис и норвежец Фруде Берг.

Тяжелые переговоры

По словам источника «Ведомостей», близкого к руководству одного из силовых ведомств, это первый случай, когда на практике между Москвой, Вильнюсом и Осло был задействован механизм трехстороннего согласования процедуры освобождения граждан, оказавшихся приговоренными к длительным срокам заключения по тяжкой статье. Он утверждает, что переговоры об обмене между Москвой и Литвой велись при непосредственном участии спецслужб и дипломатического корпуса более года, но активизировались только после вынесения в Москве приговора Фруде Бергу. После подключения к переговорам норвежских властей литовский президент Гитанас Науседа дал согласие помиловать Филипченко и Моисеенко, а Владимир Путин сделал аналогичный жест в сторону Матайтиса, Тамошайтиса и самого Берга.

По словам собеседника «Ведомостей», шансы на двусторонний обмен между Москвой и Литвой в более ранний период практически отсутствовали из-за тяжести обвинения, которое предъявлялось Филипченко: по данным департамента госбезопасности Литвы (ДГБ), его шпионские действия были направлены на «проникновение в органы государственной власти Литвы и литовские правоохранительные и разведывательные службы». Более того, по версии литовской разведки, Филипченко пытался завербовать офицеров из министерства обороны для того, чтобы те установили подслушивающие устройства в кабинете и резиденции тогдашнего президента Литвы Дали Грибаускайте.

Эта информация была преподнесена Грибаускайте таким образом, что она восприняла это как личное оскорбление, говорит собеседник: а с учетом и без того напряженных отношений с экс-президентом Литвы такие обвинения ставили крест на любых попытках ведения переговоров об обмене. «Из-за этого автоматически шансы на обмен обнулялись и у Моисеенко», – добавил собеседник «Ведомостей».

Шпионские игры

Сам Моисеенко обвинялся в том, что в 2012 г. завербовал знакомого ему с детства Сергея Пушкина, офицера авиационной базы ВВС Литвы в Шауляе, с целью получения информации о вооруженных силах Литвы и миссии воздушной полиции НАТО, о полетах военных самолетов, военной подготовке, местах дислокации и операциях в Афганистане. Всего, по данным обвинения, российской разведке были переданы копии документов минобороны Литвы и копии личных дел некоторых сотрудников авиационной базы. Согласно материалам дела Моисеенко платил от 500 до 1000 евро за информацию, собранную и переданную ему Пушкиным, а встречи в Литве проходили с соблюдением строгой конспирации в гараже Моисеенко. Моисеенко отрицал свою вину, обжаловал приговор, но его апелляции были отклонены апелляционным судом и Верховным судом Литвы.

Литовцы Тамошайтис и Матайтис были приговорены в 2016 г. к 13 и 12 годам лишения свободы соответственно: обоим инкриминировались обвинения в шпионаже в пользу литовской разведки, однако фабула дел не раскрывалась.

Об аресте Фруде Берга стало известно во второй половине декабря 2017 г. Его обвинили в шпионаже (по ст. 276 УК РФ). «Росбалт» сообщал, что норвежец был задержан с поличным в момент получения секретных сведений о ВМФ России от 24-летнего россиянина Алексея Житнюка. Последнему было предъявлено обвинение в измене Родине (ст. 275 УК РФ). 63-летний Берг, видимо, стал первым с 2000 г. представителем страны – «старого» члена НАТО, – арестованным в России за шпионаж. В 2000 г. по такому обвинению был арестован и осужден американец Эмонд Поуп. Поупа также помиловал президент Владимир Путин.

В апреле 2019 г. Мосгорсуд признал Берга виновным в шпионаже и приговорил к 14 годам колонии строгого режима. Максимальный срок по этой статье – 20 лет, но обвинение на нем не настаивало. В свою очередь Берг отказался обжаловать приговор – его адвокат Илья Новиков сообщил журналистам, что его подзащитный решил просить президента Путина о помиловании. В конце октября 2019 г. Московская комиссия по помилованию рекомендовала президенту России помиловать Берга, в начале ноября пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков подтвердил, что прошение Берга о помиловании поступило, но возможных сроков его рассмотрения не называл.

По словам источника в спецслужбах, бывшему пограничнику Бергу норвежская военная разведка состряпала довольно примитивную легенду активиста, интересующегося приграничным сотрудничеством, непрофессионализм норвежской разведки отмечался даже норвежскими средствами массовой информации.

В сентябре 2018 г. в Норвегии по подозрению в незаконном сборе информации был задержан сотрудник аппарата Совета Федерации России Михаил Бочкарев. О его «подозрительных действиях» в парламенте Норвегии полиции сообщили сами парламентарии. BBC сообщала, что Бочкарев был в Осло на двухдневном семинаре по приглашению Европейского центра парламентских исследований, но посещал не предназначенные для посторонних помещения и якобы имел аппаратуру, которую можно использовать в разведывательных целях. Близкие к спецслужбам источники «Ведомостей» полагали тогда, что Бочкарев был задержан для обмена на Берга. Однако спустя месяц после задержания, в октябре 2018 г., Бочкарев был освобожден из-под стражи и вернулся в Россию.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков не ответил на вопросы «Ведомостей», связанные с обменом.