Противники Brexit объединились перед досрочными выборами в парламент
Эта избирательная кампания может оказаться одной из самых непредсказуемых за многие годыВ Великобритании после роспуска парламента в среду официально стартовала предвыборная кампания. Она продлится пять недель и завершится досрочными парламентскими выборами 12 декабря. В центре внимания остается тема выхода страны из Европейского союза (ЕС). При этом, по данным опросов, общественное мнение по этому вопросу остается расколотым. В то же время исследование компании YouGov показывает, что по сравнению с предыдущими выборами в 2017 г. избирателей стали больше волновать не только отношения с ЕС, но и проблемы преступности и экологии. А вот внимание общественности к вопросам миграции, здравоохранения и образования, напротив, снизилось.
Палата общин состоит из 650 депутатов и избирается по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам. Срок полномочий палаты общин составляет пять лет, однако 12 декабря орган будет переизбираться уже во второй раз с 2015 г. – в 2017 г. досрочные выборы были назначены после референдума о Brexit в 2016 г. Действующий премьер-министр Борис Джонсон с момента своего избрания в июле этого года неоднократно ставил в парламенте вопрос о досрочных выборах в надежде, что новый состав сможет вывести из тупика ситуацию с Brexit. На прошлой неделе ему с четвертой попытки удалось получить поддержку необходимого большинства.
Эта избирательная кампания обещает быть одной из самых непредсказуемых за многие годы, пишут британские СМИ. Уже в среду вечером Джонсон сравнил главного конкурента – лидера лейбористской партии Джереми Корбина – с Иосифом Сталиным и обвинил его в том, что тот встал на сторону президента России Владимира Путина в деле об отравлении бывшего британского агента в ГРУ Сергея Скрипаля. В своей речи премьер также объявил, что в случае победы консерваторов парламент начнет процесс ратификации его соглашения с ЕС уже на следующий день после объявления результатов, чтобы успеть осуществить Brexit до конца января 2020 г. Лейбористы, в свою очередь, пообещали провести повторный референдум о членстве страны в ЕС.
По последним данным YouGov, тори могут рассчитывать на 36% голосов, а лейбористы – только на 25%. Этому способствует неясность позиции лейбористов по Brexit (ее не понимает 65% опрошенных) и личная непопулярность Корбина. На успех рассчитывает и менее крупная либерально-демократическая партия, которая может набрать около 17% голосов. В четверг либеральные демократы объявили, что намерены объединиться с другими малыми партиями, выступающими против Brexit, – Партией Уэльса и зелеными. Они договорились о разведении 60 кандидатов по округам. При этом о включении в блок лейбористов речи не шло.
Этот союз выглядит несколько странно и неожиданно, отмечает директор исследовательской компании Europe Insight Андрей Куликов: «Было бы логичнее объединяться с лейбористами, чтобы получить большинство. Ведь главное предвыборное обещание либеральных демократов – отзыв просьбы о выходе из ЕС – должно выполнять правительство, а не парламент. А контроль над правительством малые партии в одиночку не получат». В то же время для британской системы характерно, что альянсы создаются в парламенте уже после выборов. К тому же лейбористы, как оппозиционная сила, привыкли рассчитывать на себя, поясняет эксперт: «И этому не мешает даже фигура Корбина. С момента его избрания главой партии многие опасались, что это отпугнет значительную часть избирателей. Но электорат оказался не очень чувствителен к таким страшилкам, и лейбористы неплохо выступали на выборах разных уровней, несмотря на то что против Корбина настроены все мейнстримные СМИ и большая часть политической элиты». Консерваторы все еще опережают лейбористов, но за последнюю неделю разрыв между ними уменьшился. По мнению Куликова, это увеличивает вероятность избрания нового «подвешенного» парламента, где ни одна партия не сможет провести свое решение, в том числе по Brexit, без поддержки других партий. Кроме того, интересно, что в течение последних дней работы парламента и первых дней избирательной кампании не так уж много говорилось о Brexit, отмечает эксперт: «Зато все партии обещали резко увеличить госрасходы, что нетипично, особенно для консерваторов. Это, с одной стороны, связано с запросом избирателей на решение социально-экономических проблем. С другой – в случае консерваторов такие обещания призваны снизить беспокойство избирателей последствиями Brexit». Однако окончательно позиции партий по всем вопросам будут видны только после публикации предвыборных программ, резюмирует Куликов.