Почти треть россиян согласны с официальными обвинениями в адрес фонда Навального

К фигурантам «московского дела» опрошенные относятся с большей симпатией, выяснили социологи
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Почти треть россиян считают, что обыски в Фонде борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального и уголовные дела против его сотрудников объясняются необходимостью защитить страну от зарубежного влияния и борьбой с отмыванием денег. Это следует из данных «Левада-центра», с которыми ознакомились «Ведомости». 18% респондентов полагают, что таким образом власти хотят подавить независимые антикоррупционные расследования. К деятельности Навального положительно относятся 9% опрошенных, отрицательно – 25%, а по 31% ответили, что ничего о ней не знают либо она им безразлична. Два года назад, по данным «Левада-центра», о Навальном знали 55% опрошенных.

Об уголовных делах против участников летних протестов в Москве знают 30% россиян, что-то слышали, но не знают, в чем суть, еще 30%. Из числа знающих 57% считают, что дела возбуждаются, чтобы «устрашить оппозиционно настроенную общественность», а 34% верят в официальное объяснение о наказании организаторов массовых беспорядков и несанкционированных акций, а также тех, кто сопротивлялся органам правопорядка. Лучше других информированы о «московском деле» жители столицы (57%), 74% которых связывают его с устрашением оппозиции. В городах с населением 100 000–500 000 человек об этом деле знают 32%, и 52% из них согласны с версией об устрашении.

У россиян двойственное отношение к Навальному, поясняет социолог «Левада-центра» Наталья Зоркая: «Часть поддерживает его антикоррупционную деятельность, но другая часть относится к нему с недоверием и страхом. В отношении его сильны конспирологические версии, плюс добавилась история с отмыванием денег, что на россиян может подействовать. К фигурантам «московского дела» симпатии больше, поскольку люди слышали, каким жестким был разгон протестов и насколько чудовищным было правосудие, когда стаканчик причинял [силовикам] «невыносимую боль», и многие понимают, что все это мера устрашения. При этом треть россиян поддерживают приговоры по этому делу – и это как раз ядро поддержки режима, люди, более зависящие от власти и в основном старшего поколения». В 2012 г. поддержка участников «болотных» протестов была выше, поскольку в целом одобрение протестов было более явным, добавляет социолог.

Навальный в глазах россиян – профессиональный революционер, борющийся за власть, а к таким людям у обывателей негативное отношение, считает эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников: «Фигуранты «московского дела» не имеют отношения к Навальному, это представители общества, которые по разным причинам выразили недовольство на улицах. Обыватель тоже пошел бы на улицу, но просто не рискует этого делать. Поэтому к фигурантам «московского дела» у людей больше сочувствия. То есть это разделение между оппозицией, которая борется за власть, и обществом, которое выражает недовольство и попадает под чрезмерное полицейское насилие». Страх полицейского произвола резко вырос в 2018 г. и остается на высоком уровне, отмечает эксперт: «При этом многие говорят, что не знают ни об обысках в ФБК, ни о «московском деле». Когда репрессии становятся одним из инструментов управления политической системой, людям проще отойти в сторону и не высовываться. И, судя по результатам опроса, большинство удалось запугать». Симпатия же к Навальному – это привилегия меньшинства, которое крайне недовольно происходящим в стране и выступает за смену власти, добавляет Колесников.