Как Путин и Эрдоган разграничили Сирию и Турцию. Главное

Турецкие войска остаются, российские военные будут патрулировать зоны безопасности
Sergei Chirikov / Pool Photo via AP
Sergei Chirikov / Pool Photo via AP

22 октября в Сочи президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган подписали совместный меморандум о взаимопонимании, в котором зафиксировали порядок действий по урегулированию ситуации на севере Сирии в зоне турецкой военной операции «Источник мира».

Стороны подтвердили статус-кво в районе проведения операции. То есть турецкие войска останутся и продолжат контролировать 32-километровую зону на сирийской территории между городами Тель-Абьяд и Рас-аль-Айн. Но не будут продвигаться дальше вглубь территории Сирии.

Днем 23 октября в район, прилегающий к контролируемой Турцией территории, выдвинутся подразделения российской военной полиции и сирийской пограничной службы. Они должны будут содействовать выходу из 30-километровой зоны вдоль границы курдских отрядов самообороны и отводу их вглубь территории Сирии (что было главной целью Анкары). На полный вывод курдам предоставлено 150 часов, то есть чуть более шести суток.

После этого российские и турецкие военные начнут совместное патрулирование территорий, прилегающих к сирийско-турецкой границе (со стороны Сирии) и находящихся к западу и востоку от зоны турецкой военной операции. Речь идет о полосе шириной 10 км вдоль границы, которую сейчас не контролируют ни турецкие, ни сирийские правительственные войска.

Кроме того, курдские вооруженные формирования должны быть выведены из городов Манбидж и Таль-Рифат, которые перешли под контроль сирийской армии после начала турецкой операции «Источник мира».

О будущем статусе занятых Турцией территорий в меморандуме ничего не сказано. Однако в первом его пункте говорится о приверженности обеих сторон «политическому единству и территориальной целостности Сирии». Из чего можно сделать вывод о том, что Турция не претендует на аннексию контролируемой сейчас сирийской территории.

Кроме того, стороны подтвердили намерение работать над поиском политического урегулирования в Сирии в рамках «механизма Астаны» и поддерживать деятельность конституционного комитета. То есть Москва и Анкара декларировали готовность и дальше вместе работать над подготовкой новой конституции Сирии.