Великобритания и Евросоюз договорились о новой сделке по Brexit

Соглашение позволит «вернуть контроль» над ситуацией, заявил Борис Джонсон
PA Media / Reuters / Архив
PA Media / Reuters / Архив

Великобритания и Евросоюз достигли сделки по Brexit, сообщил в своем Twitter председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. «Где есть воля, там есть и сделка. И мы достигли ее! Договоренность справедлива и сбалансирована и для ЕС и для Великобритании», – подчеркнул он.

Британский премьер Борис Джонсон подтвердил в Twitter, что сделка достигнута. «У нас новая прекрасная сделка, которая призвана вернуть контроль над ситуацией. Теперь парламент должен довести Brexit до конца в субботу, чтобы мы смогли перейти к другим важным темам, таким как стоимость жизни, система здравоохранения, преступность и окружающая среда», – написал он.

Договоренность требует дальнейшего согласования: сначала на саммите ЕС 17–18 октября (Юнкер уже призвал коллег по ЕС поддержать ее), а затем на экстренном заседании палаты общин британского парламента в субботу, 19 октября. Она «создает юридическую определенность во всех вопросах, где разделение в результате Brexit создает неопределенность и прежде всего это касается граждан», заявил Юнкер.

Главная проблема в согласовании сделки, как и раньше, – вопрос границы между Северной Ирландией, входящей в Соединенное Королевство, и Ирландией, которая является членом Евросоюза. Сейчас  между ними нет ни таможенных, ни пограничных постов.

Главный переговорщик от ЕС Мишель Барнье на пресс-конференции в четверг назвал Brexit «школой терпения». Договоренность по ирландскому вопросу он назвал «демократическим краеугольным камнем», который не нужно будет заменять новым соглашением, как то предполагала сделать предыдущий премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. (В ее первоначальной версии сделки по Brexit Северная Ирландия фактически оставалась в таможенном союзе ЕС, и в ней продолжали действовать нормы ЕС – пока в будущем не будет достигнута некая новая договоренность, которая позволит и суверенитет Соединенного Королевства обеспечить, и избежать жесткой границы. Парламент трижды отклонял слегка менявшиеся предложения Мэй.) Барнье добавил, что сняты разногласия по НДС на ирландской границе.

Предложение Джонсона похоже на план Мэй, хотя ему удалось договориться по принципиальному для него вопросу – чтобы Северная Ирландия получала все выгоды от новых торговых соглашений, которые будет заключать Соединенное Королевство с третьими странами. У ирландских компаний также будут льготы по некоторым пошлинам. Но после Brexit в Северной Ирландии продолжат действовать таможенные и тарифные правила ЕС, а следить за их соблюдением будет Европейский суд. Товары не будут проходить на острове таможенных процедур, которые, однако, будут применяться при их перемещении далее, на остров Великобритания. То есть там придется создавать полноценную границу.

Курс фунта подскочил на 1% и поднялся до пятимесячного максимума после появления сообщения о договоренности, превысив $1,294; затем он, правда, снизился – до $1,2786 к 15.40 мск. За период с референдума в 2016 г. по 15 октября курс упал на 14%. «Фунт легко может подняться до уровня около $1,3, если ЕС и Великобритания договорятся о том, как двигаться вперед, – сказал Bloomberg до появления новости Питер Кинселла, директор по стратегии на валютном рынке Union Bancaire Privee. – А наша оценка по справедливой стоимости – он должен торговаться около $1,4. В краткосрочной перспективе фунт получит выгоду от сделки по Brexit в виде устранения неопределенности для инвесторов».

Если сделку одобрит британский парламент, фунт может вырасти почти на 10% до самых высоких уровней с начала 2018 г., считают аналитики Mizuho Bank. Правда, Демократическая юнионистская партия Северной Ирландии (DUP), поддержка которой Джонсону необходима, заявила, что не может «в нынешнем виде» поддержать договоренность. А лидер либерал-демократов Джо Суинсон сказала после появления новости, что «борьба за то, чтобы остановить Brexit, далеко не окончена» и партия использует в парламенте все возможности, чтобы дать народу проголосовать по сделке, причем включив опцию отказаться от Brexit. Лидер лейбористов Джереми Корбин тоже высказался за второй референдум.

Brexit намечен на 31 октября 2019 г. Британский парламент принял закон, по которому, если к 19 октября не удастся добиться сделки, Джонсон должен просить трехмесячную отсрочку. Он заявлял, что не собирается просить об этом. Высокопоставленный британский чиновник сказал Financial Times: «Премьер-министр скажет лидерам ЕС, что либо эта сделка, либо никакой – и никакой отсрочки. Он не будет о ней просить и не примет, если она будет предложена».

Неясно, поддержит ли парламент достигнутую Джонсоном договоренность, однако шансы на жесткий Brexit снизились и с ними – риск нового падения фунта, написал в отчете Петр Крпата, главный валютный аналитик ING. Сегодняшняя реакция рынка показывает: прежде чем быстро расти, ему нужно подтверждение, что договоренность может пройти через парламент, отметила Мария Вейтмане, старший стратег State Street Global Markets.