СКР продолжает искать компромат на фонд Навального

Для этого ему пришлось сильно расширить круг поиска доказательств
Во вторник СКР провел в 30 городах России новую серию обысков у сторонников оппозиционера Алексея Навального 
Во вторник СКР провел в 30 городах России новую серию обысков у сторонников оппозиционера Алексея Навального  / Сергей Ермохин / ТАСС

Во вторник СКР провел в 30 городах России новую серию обысков у сторонников оппозиционера Алексея Навального в рамках расследования уголовного дела об отмывании денег в Фонде борьбы с коррупцией (ФБК). По версии СКР, обыски прошли в штабах фонда и по месту жительства сотрудников региональных подразделений ФБК, некоторые вызваны для допроса в качестве свидетелей. Но, по данным пресс-секретаря ФБК Киры Ярмыш, обыски проводились в основном у бывших сотрудников фонда. В поле зрения попали и люди, совсем отдаленно связанные с ФБК: например, в Екатеринбурге к политологу Федору Крашенинникову пришли из-за его бывшей жены, которая после развода проработала какое-то время волонтером в местном штабе Навального. «При этом следователи прекрасно знали, что она здесь давно не живет, потому что одновременно обыск шел и у нее», – говорит Крашенинников, которому пришлось сходить на допрос в качестве свидетеля.

В Смоленске пришли к Алексею Волкову, редактору смоленского сайта Keytown.me, который публиковал новости о штабе Навального, сообщает местное издание «7х7». С обысками пришли к представителям движения «Голос» в Татарстане и Мордовии Азату Габдульвалееву и Александру Лютову. В период избирательной кампании представители «Голоса» активно занимались обучением наблюдателей и читали лекции для разных политических сил, в том числе для активистов штабов Навального, говорит сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц.

Всех свидетелей опрашивают примерно по одному опроснику, который явно составлен в Москве, «Ведомостям» удалось познакомиться со списком вопросов. СКР интересует, как функционировал штаб Навального, за счет каких средств платили за аренду, вознаграждение сотрудникам, приобретали оборудование, как это учитывалось. В фокусе интереса следователей также около десятка организаций и частных предприятий – в их числе ООО «Левиафан-медиа» (одноименное издание ФБК лишено лицензии СМИ Бабушкинским судом Москвы по иску Роскомнадзора в прошлом году) и профсоюз «Альянс врачей», деятельность которого часто освещается на YouTube-канале «Навальный Live».

Это уже третья волна обысков у сторонников Навального, подсчитал менеджер проектов ФБК Леонид Волков: первая волна прошла 6 августа, вторая – 12 сентября, пишет он в Facebook. Похоже, тогда ничего не нашли, вот и пошли по родственникам сотрудников, бывшим сотрудникам и даже бывшим родственникам бывших сотрудников, иронизирует он.

Впрочем, об одном достижении СКР во вторник отчитался: в результате инициированного им ранее ареста счетов ФБК удалось установить, что на них поступали денежные средства из иностранных источников. «В частности, этот факт стал основанием для внесения фонда в реестр» иноагентов, сообщил СКР. Ранее Минюст ответил «Ведомостям», что признаки иностранного агента в деятельности ФБК выявлены «в ходе текущего контроля». А и. о. директора департамента Минюста по делам НКО Владимир Титов заверил ТАСС, что это решение никак не связано с расследованием СКР.