Турецкая операция в Сирии вызвала протесты ЕС и Ирана

Россия занимает более осторожную позицию
Турецкое вторжение в Сирию вызвало осуждение на Западе и у Ирана, Россия занимает более осторожную позицию
Турецкое вторжение в Сирию вызвало осуждение на Западе и у Ирана, Россия занимает более осторожную позицию / Emrah Gurel / АР

Сухопутные войска Турции при поддержке авиации и артиллерии вошли в четверг на территорию северной Сирии в рамках объявленной президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом операции «Источник мира». Поддержку им оказывают отряды созданной несколько недель назад Сирийской национальной армии – коалиции из нескольких группировок, поддерживаемых Турцией. Целью вторжения Эрдоган назвал создание 20-мильной (32-километровой) зоны безопасности вдоль 480-километровой границы с Сирией, свободной от отрядов YPG – вооруженной силы, которую Турция считает родственной Рабочей партии Курдистана, признанной Анкарой террористической организацией. Именно эти отряды были костяком Сирийских демократических сил (SDF), которые совместно с ВВС и спецназом США, Франции и других западных стран очистили от ИГ (запрещено в России) левый берег Евфрата. В ночь на 10 октября массированные артиллерийские и авиационные удары наносились по объектам арабо-курдских отрядов в населенных пунктах Тель-Абьяд, Рас-аль-Айн, Айн-Исса, Эль-Камышлы и Эль-Маликия: по данным турецкого издания Sabah, только за первый день турецкие военные уничтожили 55 «террористических целей».

Запад осуждает

Реакция на эти действия последовала от нескольких десятков стран, причем в большинстве случаев – негативная. Президент Франции Эмманюэль Макрон, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, генсек НАТО Йенс Столтенберг, глава МИД ФРГ Хайко Маас и глава МИД Бельгии Дидье Рейндер призвали Турцию прекратить военную операцию в Сирии. Президент США Дональд Трамп повторно заявил в среду, что будет готов принять радикальные меры против экономики Турции, если турецкие военные примутся истреблять курдов на севере Сирии: «Если это произойдет, то я уничтожу его [Эрдогана] экономику». Осудили действия турецкого руководства и его союзники по сирийскому урегулированию: МИД Ирана призвал прекратить боевые действия, поскольку они несут опасность для мирных жителей. Должного впечатления на Эрдогана эти заявления не произвели: выступая с речью в Анкаре, он пригрозил в случае недовольства Турции «отворить двери» в Европу для 2 млн сирийских беженцев-нелегалов и предостерег ЕС от использования термина «вторжение» в отношении проводимой операции. «Турция будет игнорировать критику операции «Источник мира», – отметил он (цитата по Sabah).

Военная операция Турции против курдов на северо-востоке Сирии может усилить неопределенность на Ближнем Востоке и способствовать возрождению ИГ, пишет Financial Times (FT) со ссылкой на оценки американских и европейских экспертов. По словам аналитика International Crisis Group Сэма Хеллера, ИГ «определенно извлечет выгоду из хаоса, который должен последовать» и получит возможность восстановить силы. Об этом же говорит Абдул Салам Ахмед, представитель SDF: «Ячейки [ИГ] будут возрождены и начнут проводить военные операции с целью освободить своих товарищей».

Ответственность за всех задержанных террористов (они исчисляются тысячами) будет нести Турция, заявил ранее Белый дом. Это удивило Анкару, ведь она даже не обсуждала это с Вашингтоном, рассказал FT высокопоставленный турецкий чиновник. Турция хочет, чтобы каждая страна репатриировала своих граждан, отправившихся воевать за ИГ в Сирию. Но европейские государства против их возвращения. Прежде европейцы надеялись, что заключенные останутся на территории Сирии под присмотром военных США и SDF. Но решение Трампа «полностью продемонстрировало», насколько рискованной была такая стратегия, отмечает Джулиан Барнс-Дэйси из Европейского совета по международным отношениям.

Некоторые американские чиновники даже считают, что Турция координирует свою операцию с Россией с целью заставить США покинуть Сирию, пишет The Wall Street Journal. В среду Кремль сообщил, что президент Владимир Путин говорил по телефону с Эрдоганом и призвал того «тщательно взвесить ситуацию, чтобы не нанести ущерб общим усилиям по урегулированию сирийского кризиса».

Москва осторожна

Российская реакция на турецкую операцию была более осторожной. Москва заинтересована в скорейшем успокоении ситуации на северо-востоке Сирии на основе уважения ее суверенитета и территориальной целостности, заявил вчера журналистам министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Мы неизменно с самого начала кризиса [в Сирии] привлекали внимание к тому, что понимаем законную озабоченность Турецкой Республики безопасностью своих границ», – подчеркнул он, добавив, что сама операция «является следствием действий США в этом районе». «Мы много лет уже предупреждаем о крайней опасности того эксперимента, который американцы там ставили, пытаясь всячески противопоставлять курдов арабским племенам. И мы предостерегали от разыгрывания курдской карты, потому что это очень плохо может кончиться», – резюмировал Лавров.

Курдские отряды попытаются оказать сопротивление, но в отсутствие какой-либо поддержки они едва ли способны противодействовать значительно превосходящим их по мощи и подготовке турецким силам, считает человек, близкий к Минобороны России: по его словам, одни только турецкие истребители F-16 могут практически беспрепятственно совершать несколько десятков вылетов ежедневно с авиабазы Диярбакыр, нанося существенный урон объектам и живой силе противника. По прогнозу собеседника «Ведомостей», сама операция, скорее всего, завершится в течение месяца: ее итогом станет «исход» курдов из буферной зоны. Это самый мирный вариант, говорит он: нельзя исключать, что Трамп, известный своими импульсивными решениями, захочет все-таки вмешаться в турецко-курдский конфликт, что только усугубит положение.

Турецкое вторжение в Сирию вызвало осуждение на Западе и у Ирана, Россия занимает более осторожную позицию