В администрации президента сделали выводы из выборов в Мосгордуму
Среди главных ошибок названы самовыдвижение единороссов и слабая мобилизация пенсионеровИтоги сентябрьских выборов в Мосгордуму были благожелательно восприняты и властью, сохранившей контроль над парламентом, и оппозицией, расширившей представительство и получившей 20 из 45 мест. Об этом говорится в ежемесячном рейтинге общественно-политической устойчивости регионов от фонда «Петербургская политика». Понятно, что мэрия рассчитывала на большее, но по итогам довольны все, поясняет президент фонда Михаил Виноградов: «Дума подконтрольна, вариантов дробить оппозицию много. Понятно, что мечты были другие, но с точки зрения баланса сил технически ничего страшного не случилось, хотя политически это было больно».
Администрация президента придерживается иного мнения. За последние две недели выборы в Мосгордуму обсуждались на двух закрытых мероприятиях – круглом столе, который провел ВЦИОМ с участием сотрудников администрации президента, и семинаре администрации для политтехнологов, работавших на региональных выборах.
На мероприятии ВЦИОМа, по словам его участников, был сделан вывод, что в Москве не удалось мобилизовать пенсионеров как одну из основных групп поддержки власти. «Их впервые не оказалось среди активного электората, они были обескуражены протестами и не поняли, как их воспринимать и за кого теперь голосовать», – говорит один из собеседников. По оценкам ВЦИОМа, итоги выборов оказались непрогнозируемыми в 15 округах. Вопреки ожиданиям, провалились даже такие административные кандидаты, как врач Игорь Дягилев и проректор Высшей школы экономики Валерия Касамара; проиграл выборы и лидер московских единороссов Андрей Метельский.
На семинаре для политтехнологов на примере Москвы (наряду с Хабаровским краем) обсуждались главные ошибки кампании. Так, неверными были признаны самовыдвижение членов «Единой России» и слабый подбор кандидатов от власти, говорит один из участников: «В Москве много лояльных власти деятелей культуры, они могли бы пройти за счет известности». Говорилось и об ошибках с зачисткой оппозиционеров: часть из них надо было допускать и «выставлять нормальных спойлеров», отмечает другой участник. По его словам, упоминалась также недостаточная производственная мобилизация, что во многом посчитали виной префектур. Обсуждалось и «умное голосование» Алексея Навального, успех которого стал возможен благодаря сильной политической повестке – «голосование за власть или оппозицию», – оказавшейся сильнее «дворовой политики добрых дел».
В итоге участники семинара пришли к выводу, что «нарастающая полярность» в обществе идет не на пользу власти, особенно когда с выборов снимают популярных кандидатов, сказал один из собеседников. Другой вывод, по его словам, – мэрии больше не дадут на откуп проведение кампаний в Москве (следующими будут выборы в Госдуму-2021). В этих выборах администрация президента активно не участвовала, она лишь контролировала их ход и давала советы куратору, вице-мэру Наталье Сергуниной; вмешаться администрации пришлось уже после начала протестов, говорили ранее собеседники, близкие к администрации и мэрии.
Руководитель пресс-службы мэра и правительства Москвы Гульнара Пенькова не ответила на вопросы «Ведомостей».
Если следовать формально-технологической логике, то итоговым составом Мосгордумы могут быть довольны все, кроме единороссов, считает политолог Александр Пожалов: «Мэрия сохранила контроль, системные партии получили значимое представительство, а внесистемная оппозиция ушла с выборов непобежденной в восприятии ее сторонников». Но с точки зрения политической логики и стратегии выборы создали проблемы, уверен эксперт: «Впервые после 2011 г. в федеральную повестку вернулись массовые протесты на тему нелегитимности выборов. Если после кризиса 2011 г. власть пыталась избежать поводов для протестов по итогам подсчета голосов, то в 2021 г. ей придется решать, как сделать так, чтобы протесты не начались после завершения регистрации кандидатов». При этом поражения кандидатов от власти из числа «системных либералов» и общественников затруднят привлечение на выборы-2021 общественных лидеров, предполагает Пожалов. И даже сбор оппозиционерами подписей может стать проблемой для самой власти, которая не заинтересована в повторении протестов, но вряд ли готова серьезно смягчить требования к регистрации, резюмирует эксперт.