Кремль начал сбор предложений по изменению порядка выборов в Госдуму
Новые поправки ужесточат существующие правила игры, предполагают экспертыАдминистрация президента по окончании осенней региональной кампании начала сбор предложений об изменении избирательного законодательства под выборы в Госдуму 2021 г. Об этом рассказали «Ведомостям» три человека, близких к администрации, и собеседник в «Единой России». Свои идеи должны представить единороссы, политтехнологи, власти регионов и кремлевская рабочая группа по изменению выборных законов. «Собирают предложения и по изменению законодательства, и по новым партийным проектам, и по оценке депутатского корпуса», – поясняет человек, близкий к администрации.
Пока это все предварительные наброски, оговаривается один из собеседников: «Понятно, что Дума должна быть контролируема, но и соответствовать новым реалиям. В обществе есть запрос и на новые политические силы». Поэтому обсуждается и идея новых партпроектов: это может быть, например, зеленая партия или перезапуск Партии пенсионеров за социальную справедливость. «Они и сейчас, не особо активно агитируя, набирают в регионах по 5–7%», – отмечает один из собеседников, добавляя, что крайний срок для запуска проектов – весна 2020 г.
В «Единой России» готовят, в частности, предложения об изменении законодательства и о том, как перестраивать партийную работу под задачи думских выборов, говорит человек в партии. По его словам, либерализации ожидать не стоит, наоборот, могут быть приняты нормы, которые «усложнят жизнь внесистемной оппозиции». Пока предложения только собираются, подчеркивает близкий к администрации человек: на его взгляд, стоило бы поменять ситуацию со сбором подписей, избирательными фондами и доступом партий к выборам и, «скорее всего, что-то из этого будет реализовано».
Еще одна идея – возвращение избирательных блоков. Выборы в Хабаровском крае и Москве показали, что за счет одномандатников единороссы могут и не получить нужное преимущество, говорит другой человек, близкий к администрации. Значит, нужно, «разложив яйца в разные корзины», попытаться сохранить контроль над конституционным большинством, поясняет он: «Есть две ниши для блоков – либеральная и патриотическая, ни одна парламентская партия в них не работает. Поскольку внятную партию сделать уже нет времени, то, как вариант, обсуждается возможность создания гибридов, с помощью которых можно будет сохранить контроль». Единороссы против блоков, говорит партиец: «Партии это не нужно, она из-за этого теряет свою субъектность, ведь тогда выдвижение будет идти не от партии».
Ранее стало известно, что одной из обсуждаемых новаций является изменение соотношения в Думе списочников и одномандатников с «50 на 50» на «75 на 25» в пользу вторых. «Дискуссия продолжается, но пока не представлен сценарий с конкретным числом мандатов, на которые могут рассчитывать в этом случае разные силы», – говорит человек, близкий к внутриполитическому блоку Кремля. Другой собеседник объясняет, что в округах обеспечить победу гораздо проще, а ситуация в том же Хабаровске, где единороссы проиграли все округа, «уникальная». Еще один близкий к администрации человек и собеседник в «Единой России» говорят, что, скорее всего, пропорция не изменится. «На это как раз и повлияют прошедшие выборы. Есть позиция, что одномандатников проще провести в Думу, но ими там сложнее управлять», – сказал единоросс, по мнению которого окончательно этот вопрос прояснится уже к ноябрьскому съезду «Единой России».
Обсуждается и перенарезка округов. Один человек, близкий к администрации, говорит, что это сделают лишь в случае изменения пропорции, двое других допускают, что перенарезка возможна в сложных для власти регионах.
Изменение пропорции в Думе серьезно на результат не влияет – где-то оно может упростить ситуацию, а где-то затруднить, как это показали хабаровские выборы, говорит руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Нарезку округов, по его мнению, вряд ли можно изменить всерьез. Что же касается блоков, то у них нет партийной дисциплины и они могут распасться, а использовать их как протопартии – это изначально достаточно пораженческий подход, считает эксперт: «Новую партию с серьезным потенциалом к выборам уже точно не получится создать, а у той же Партии пенсионеров не очень хорошие результаты на региональных выборах». Впрочем, сейчас идут масштабные структурные изменения электорального поведения больших социальных групп и спрогнозировать, каким оно будет к 2021 г., довольно сложно, потому сложно и говорить, какие новации улучшат ситуацию для партии власти, резюмирует Костин.
Если продолжится падение популярности властей и будет ослабевать административный контроль в регионах, то никакие изменения избирательной системы не помогут, считает политолог Григорий Голосов: «Лучше бы власти смирились с мыслью, что смешанная система представляет компромиссный вариант. Не случайно она популярна среди авторитарных режимов, потому что дает более широкие манипулятивные возможности». Есть простор для изменений в законодательстве, регулирующем участие партий в выборах, но они тоже всегда будут сводиться к задаче обеспечения оптимального для власти результата, а значит, к еще большему ужесточению, полагает эксперт: «Нужно понимать баланс между реальной политической логикой и символической. Реальная состоит в удержании власти любой ценой, и наша власть при любой опасности идет на попятную, а когда опасности нет, то любит порассуждать о либерализующих моментах. Поэтому в случае реальной политической логики всегда остаются только жесткие меры».