Конфликт врачей и руководства Центра им. Блохина. Главное
Еще больше врачей решили уволиться после того, как Минздрав обвинил их в нарушении этикиМинздрав поддержал руководство Национального медицинского исследовательского центра (НМИЦ) онкологии им. Блохина в конфликте с врачами. Ведомство опубликовало выводы специальной комиссии, которая сочла, что открытое обращение онкологов по поводу конфликта – это «грубое нарушение врачебной этики». Действия директора НИИ детской онкологии и гематологии Светланы Варфоломеевой в ведомстве сочли «абсолютно обоснованными».
В чем именно заключается нарушение этики, Минздрав не уточнил, но о недопустимом поведении врачей говорил директор Центра им. Блохина Иван Стилиди. По его мнению, в конфликт оказались втянуты проходящие лечение дети и их родители, что недопустимо. «По сути, были выставлены заградотряды из детей и пациентов», – сказал он журналистам. Родственники пациентов центра действительно публиковали в соцсетях видео, в которых высказывались в поддержку врачей.
Но как утверждает один из авторов открытого обращения врачей, заместитель директора Института детской онкологии Максим Рыков, никто не просил пациентов участвовать в противостоянии. Они видели, что руководство центра не дает врачам нормально работать, потому и решили озвучить свою позицию. «Мы их не только не принуждали, мы их даже не просили. Но если люди доведены до такого отчаяния, что они записывают ролики, готовятся перекрывать Каширское шоссе, – это же реакция на то, что власти их не слышат», – сказал Рыков «Ведомостям».
Видеообращение врачей
Профсоюз медработников «Альянс врачей» 30 сентября опубликовал обращение детских онкологов из Центра им. Блохина. На видео присутствовал Рыков, другой заместитель директора института детской онкологии Георгий Менткевич, а также детские онкологи Василий Бояршинов и Наталья Субботина. Врачи требовали отстранить новое руководство НИИ детской онкологии и гематологии, обоснованно и прозрачно распределять зарплату, а также провести аудит строительства новых корпусов центра. По их мнению, вместо решения проблем новое руководство занималось продвижением своей команды.
В июне 2019 г. НИИ детской онкологии и гематологии возглавила Светлана Варфоломеева. После этого начались перемены: врачам стали менять ставки, лишать их дополнительной оплачиваемой работы. В середине сентября «Коммерсантъ» писал, что руководство центра угрожает уволить недовольных сотрудников. При этом врачи жаловались, что более насущные проблемы вроде затянувшегося строительства новых корпусов центра не решаются. По словам Рыкова, руководство не шло на диалог с медиками. Это и заставило врачей записать видеообращение, в котором они потребовали отстранить Варфоломееву.
Эскалация конфликта
После того как Минздрав встал на сторону руководства центра, число специалистов, решивших уволиться из медучреждения, возросло до 30 человек, сообщил «Ведомостям» пресс-секретарь профсоюза «Альянс врачей» Иван Коновалов. На очереди медсестры, которые также готовятся подавать заявления об увольнении.
«Они давят на самое больное: вроде как вы, увольняясь, оставляете детей без помощи. Но кто виноват в ситуации – врач, которого довели до увольнения, или руководитель, который это спровоцировал? По такой логике врачи не должны увольняться никогда, даже если им не будут платить вообще», – отметил Коновалов. По его словам, коллектив специалистов больше всего возмущен именно безразличием чиновников к своим проблемам.
В Кремле заявили, что в курсе конфронтации между врачами и руководством медучреждения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выразил надежду, что Министерство здравоохранения сможет разрешить конфликт. Но это заявление он сделал еще до того, как Минздрав обвинил врачей в нарушении этических норм.
Центр им. Блохина – одно из важнейших учреждений здравоохранения, где лечат от рака детей со всей страны. В его составе пять институтов, в том числе НИИ детской онкологии и гематологии. В Москве есть лишь еще один центр, где лечат онкологические заболевания и оказывают высокотехнологичную медпомощь детям на том же уровне, – это Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, объясняет врач Максим Рыков.
«Наверное, пора уже к людям прислушаться, а не пытаться все списать на какое-то нарушение этики. Впрочем, мы от Министерства здравоохранения ничего другого и не ждали. За много лет в медицине у меня создалось впечатление, что во всех таких случаях они пытаются создать красивую картинку и показать обществу, что все хорошо, только какие-то бунтари развернули борьбу», – отметил Рыков.
По его словам, Минздраву следует пойти на диалог с медиками и признать ошибки, сделанные при назначении руководства Центра им. Блохина и НИИ детской онкологии и гематологии. «Роль унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла, они играть не хотят. Это и понятно, ведь это и их ошибки тоже», – заключил медик. Врачи готовы к диалогу, но твердо намерены покинуть медучреждение, если к ним не прислушаются.
«Лучше быть без работы, чем работать в таком ужасном коллективе и терпеть издевательства и оскорбления, которые иногда допускала в том числе Варфоломеева. Вот пусть они дадут правовую оценку того, как она с коллективом себя вела и вела себя с пациентами», – заявил Рыков.
Сама Варфоломеева публично не комментировала конфликт. Защищая ее, директор Центра им. Блохина Иван Стилиди подчеркивал, что ни разу не пожалел о назначении Варфоломеевой. Причиной конфликта он называл личные амбиции отдельных врачей.