Популярность воскресной акции в Москве не позволяет говорить о конце протестов
Любой неверный ход властей может снова взорвать ситуацию, считает экспертВоскресная акция «Отпускай!» в поддержку фигурантов «московского дела», по данным проекта «Белый счетчик», собрала на пр-те Сахарова 25 200 человек. МВД насчитало 20 000 участников. Первый после выборов в Мосгордуму митинг, согласованный с властями, показал, что говорить о конце протестов рано, считают эксперты.
Главными требованиями акции стали освобождение всех обвиняемых по делу о летних протестах в Москве и прекращение уголовного дела об отмывании денег Фондом борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. На акции, помимо самого Навального, выступили, в частности, юрист ФБК Любовь Соболь и директор ФБК Иван Жданов, муниципальные депутаты Юлия Галямина и Илья Азар, лидер фракции «Яблоко» в Мосгордуме Максим Круглов и депутат парламента Санкт-Петербурга Максим Резник. Кроме того, на сцену поднимались бывшие фигуранты «московского дела», с которых уже сняты обвинения, – Валерий Костенок, Владислав Барабанов, Даниил Конон и Алексей Миняйло. Последний освобожден в четверг, дело о массовых беспорядках в отношении его закрыто.
Предыдущие согласованные акции на пр-те Сахарова в рамках летних протестов проходили 20 июля и 10 августа. В первой, по данным «Белого счетчика», участвовало 22 500 человек, во второй – от 50 000 до 60 000.
Обвинения по делу о протестах предъявлены почти двум десяткам человек, в отношении шести из них дела прекращены, еще шестеро остаются под следствием. Семь человек осуждены к реальному лишению свободы, приговоры в силу еще не вступили. В понедельник продолжится рассмотрение апелляции на приговор актеру Павлу Устинову, осужденному на три с половиной года за насилие против сотрудника Росгвардии. После массовой кампании в его поддержку с участием ведущих российских актеров Устинов был выпущен из-под стражи до окончания суда.
Дело об отмывании денег в ФБК возбуждено в августе: поначалу Следственный комитет России говорил об 1 млрд руб., затем сумма была снижена до 75 млн. В штабах ФБК по всей России прошли обыски, счета их сотрудников были заблокированы.
По самоощущениям участников, акция довольно крупная, но приращения не произошло, считает политолог Михаил Виноградов. «Причин этому несколько: уступки власти демобилизовали протест, к тому же при высоком запросе на политическую активность лозунги и призывы слабые, а опыт участников невелик, – указывает он. – Кроме того, сентябрьские успехи вызвали у недовольных скорее успокоение, а не желание усилить давление». Дали эффект и предпринятые властью шаги, полагает эксперт: «Но власть себе в этом не признается, и по-прежнему будет считаться, что любые уступки обрушают государственность. Выводы о конце протеста необоснованны, как преувеличены и разговоры о его опасности».
Число людей, принявших участие в митинге, не позволяет говорить ни о разрастании протеста, ни о том, что он выдохся, согласен политолог Аббас Галлямов: «Очевидно, новые группы населения к протесту присоединяться перестали – видимо, потому, что как борьбу за власть происходящее сейчас уже не воспринимают. А судьба оказавшихся заложниками конфликта нескольких политзаключенных слишком слабый стимул для основной массы граждан: гуманистические ценности еще не настолько овладели умами россиян». Тем не менее 25 000 человек – серьезный показатель, позволяющий говорить, что демобилизации ядра сторонников оппозиции не произошло и любой неверный ход властей может снова взорвать ситуацию, уверен эксперт. Принимать какие-то принципиальные политические решения по «московскому делу» власти вряд ли будут, предполагает Галлямов: «Приговоры, по которым собрана хоть какая-то доказательная база, не отменят, но в случаях, когда, как с Устиновым, основания притянуты слишком уж издалека, дела могут и закрываться».