Как сын Джо Байдена мешает его президентской кампании
В биографии Хантера Байдена – употребление наркотиков, скандальный развод и провоцирование конфликта интересовДжо Байден считается одним из главных соперников Дональда Трампа на грядущих президентских выборах. И казалось, Трамп придумал, как его надежно потопить. Когда Байден был вице-президентом при Бараке Обаме и отвечал среди прочего за отношения с Украиной, его сын Хантер устроился в Burisma Holdings, крупнейший независимый производитель газа на Украине. За пять лет он получил за эту работу около $2 млн. Трамп посчитал это ярким образцом коррупции.
Но его оружие обернулось против него же самого. Теперь демократы пытаются организовать импичмент Трампа. Как они утверждают, президент США давил на Владимира Зеленского, чтобы тот дал ход расследованию действий Байденов. Так Байден-младший подпортил избирательную кампанию сразу двум тяжеловесам.
Трудное детство
Хантер родился 4 февраля 1970 г., через год и день после брата Бо и за год и девять месяцев до сестры Наоми. Джо Байдену было 27, и он только что выиграл свои первые выборы в cовет округа Нью-Касл штата Делавэр. Два года спустя, следуя амбициям, он решил баллотироваться в сенат США и опять выиграл, став одним из самых молодых сенаторов. Через считанные недели, в декабре 1972 г., когда он обустраивался на рабочем месте в Вашингтоне, жена с детьми поехала за рождественской елкой – и попала в ДТП с грузовиком. Жена и дочь погибли на месте. Бо получил многочисленные переломы, а Хантер – серьезную травму головы. Перевозить травмированных детей медики не рекомендовали. 5 января 1973 г. их отец Байден был приведен к присяге сенатора в больнице, где лежали его сыновья. Каждый вечер Джо Байден мотался с работы из Вашингтона почти за 200 км в Делавэр, к сыновьям. После выписки из больницы за ними стала приглядывать сестра сенатора, а он так и ездил до их совершеннолетия на электричке туда-обратно.
Через три года после смерти матери у братьев появилась мачеха: Джо познакомился на свидании вслепую с учительницей английского языка Джилл. У них родилась дочь Эшли – имя выбрали Хантер и Бо.
Байден продал старый дом и купил новый, требующий многих доделок. Как только выдавалось свободное время, сенатор надевал защитный костюм и шел в подвал соскребать асбест с труб. Хантер вспоминал, как красил труднодоступные места на карнизе, свешиваясь вниз головой из окна третьего этажа, а отец держал его за ноги.
Байден часто брал мальчиков с собой в Вашингтон на заседания сената. Когда он был занят, кто-то из друзей-сенаторов отводил братьев в свой кабинет или же они шли в спортивный зал, где любили сидеть в углу сауны, подслушивая разговоры законодателей.
В 1987 г. Джо Байден стал участником президентской гонки. Но быстро снял кандидатуру – в его студенческих работах нашли плагиат. Сыновья тяжело переживали случившееся. Вскоре после инцидента, когда они всей семьей сидели на матче по регби в Университете Пенсильвании, кто-то, увидев их, исполнил издевательские куплеты о плагиатчиках. Хантер бросился на обидчиков, раздавая удары налево и направо, – отец с братом еле его оттащили.
Небогатые Байдены
Джо Байден стал зарабатывать приличные деньги, только уйдя с госслужбы после победы Трампа, – принялся писать книги и читать лекции. А будучи сенатором, считался бедным на фоне коллег с Капитолийского холма. Сыновьям на учебу в университете пришлось взять кредит. Хантер изучал историю и политологию в Университете Джорджтауна. Чтобы платить за жилье и питание, он постоянно подрабатывал неквалифицированным трудом: от парковки машин во время мероприятий до разгрузки 20-килограммовых коробок замороженной говядины.
Получив диплом, Хантер с лета 1992 г. отправился на год волонтером в иезуитский волонтерский корпус в Портленде (Орегон). Там он встретил будущую жену Кэтлин. Через три месяца знакомства Кэтлин забеременела, в июле 1993 г. сыграли свадьбу.
Хантер продолжил учебу и поступил на факультет писательского мастерства Сиракузского университета (Нью-Йорк). Бо учился в том же университете, но, как серьезный молодой человек, мечтающий о карьере политика, выбрал юридический факультет. Поразмыслив, Хантер тоже решил податься в юристы и нацелился на Йель, но его не приняли. Тогда он поступил на юридический факультет в Университет Джорджтауна, а уже оттуда перевелся в Йель.
Байден-отец, в детстве насмотревшийся на злоупотребляющую спиртным родню, был убежденным трезвенником. Хантер же, как он признавался в интервью The New Yorker, в Йеле выпивал на вечеринках и баловался кокаином. К 2003 г. вредные привычки стали проблемой. Хантер ради эксперимента поклялся 30 дней не пить – и выдержал срок, но на 31-й день снова взял в руки бокал. Через некоторое время он по своей инициативе на месяц лег в реабилитационный центр, после возвращения стал посещать группы анонимных алкоголиков.
Но до этого было еще далеко. В 1996 г. Хантер закончил Йель.
Семейственность в кампаниях и компаниях
Как раз в тот год его отец боролся за переизбрание в сенат и назначил Хантера замруководителя избирательного штата. Джо Байден традиционно привлекает родственников к своим кампаниям с тех пор, когда это было вынужденной мерой из соображений экономии. Хантер снял квартиру недалеко от штаба и одновременно получил работу юриста в банке MBNA. И тогда СМИ впервые обвинили Байденов в конфликте интересов: банк MBNA был видным спонсором ряда кампаний Байдена-старшего.
Ох уж эти родственники
Хантер не первый, кто доставляет большие проблемы своему родственнику-политику. Сводный брат Билла Клинтона (1) Роджер был осужден за хранение кокаина. Брат и сестра Хиллари Клинтон Хью и Тони Родхэмы завели бизнес по выращиванию орехов в Аджарской автономной республике. Они посчитали, что местные конкуренты вредят им, и, как писала тбилисская газета «Вся неделя», обещали «неприятности» Михаилу Саакашвили, если он не решит вопрос. Это было прямо перед инаугурацией Барака Обамы, при котором Хиллари Клинтон стала госсекретарем. Кстати, к концу срока Билла Клинтона Хью пытался торговать помилованиями, которые президент традиционно подписывает перед уходом с поста. Брат президента Джимми Картера (2) Билли получил кредит минимум в $220 000 от правительства Ливии. А еще однажды умудрился помочиться на виду у прессы и официальных лиц (дело было на взлетно-посадочной полосе). Ричард Никсон (3) был так обеспокоен падкостью своего брата Дональда на взятки, что у того стали прослушивать телефон.
В 26 лет Байден-младший зарабатывал в MBNA более $100 000 в год, да еще получил бонус за поступление на работу. Доход у него почти сравнялся с отцовским. Журнал The American Spectator иронизировал, что многие дети влиятельных родителей оказываются на хороших местах, но история Байденов вызывает беспокойство: ведь сенатор много лет произносил филиппики против подобных коррупционных ситуаций.
Сам Хантер позже признавался, что терпеть не мог MBNA из-за косной корпоративной культуры: «Забудешь надеть на лацкан значок банка – уже в холле кто-нибудь непременно тебя остановит».
Он унаследовал любовь отца к старым поместьям. (Джо Байден когда-то поклялся не покупать ценных бумаг, чтобы его не обвинили в конфликте интересов, и свободные деньги тратил на недвижимость.) В 1997 г. купил в Уилмингтоне полуразрушенное поместье времен Войны за независимость. Там и поселился с женой, дочерьми и братом Бо, который стал федеральным прокурором в Филадельфии. На вечеринке, которую Хантер устроил для местных друзей, Бо встретил будущую жену.
Уже в 1998 г. Хантер обратился к вашингтонскому юристу Уильяму Олдакеру, который работал на его отца во время президентской кампании 1987 г. Сына политика интересовало, нельзя ли устроиться в администрацию президента. В конце концов Билл Клинтон назначил его начальником департамента онлайн-коммерции в министерстве торговли, где он и проработал с 1998 по 2001 г. Хантер продал дом в Делавэре вдвое дороже, чем купил, и перевез семью в Вашингтон, хотя позже признавался, что его заработка едва хватало на оплату жилья, школы детям и текущие расходы. «Я почти всегда жил от зарплаты до зарплаты, – вспоминал он на страницах The New Yorker. – Меня это не тяготило, однако делало жизнь рискованной». Тем не менее дочерей супруги отправили в одну из самых дорогих и престижных школ столицы – Sidwell Friends. Одна из них училась вместе с дочкой Барака Обамы. Девочки подружились, а вслед за ними стали подругами Кэтлин Байден и Мишель Обама.
С 2001 по 2008 г. Байден-младший работал на юрфирму Олдакера Oldaker, Biden and Belair. Тот как раз начал раскручивать свой лоббистский бизнес под брендом National Group. Дело было взаимовыгодным: Олдакер учил Хантера обращению с политиками, а Хантер оказался толковым лоббистом. Например, выбивал из бюджета финансирование одной из волонтерских программ Университета Святого Иосифа. Естественно, СМИ часто недоумевали, почему сын законодателя занимается лоббизмом. На это следовал ответ, что проекты не имеют отношения к сферам, которыми занимается его отец, к тому же родственники не обсуждают при встречах свою работу.
В 2007 г. Джо Байден объявил о решении баллотироваться в президенты. А за два дня до этого его сын стал героем газетных заголовков. История началась годом раньше: Хантер, его дядя Джимми Байден и еще один партнер решили купить за $21 млн группу хедж-фондов Paradigm, которая управляла активами на $1,5 млрд. Но сделка развалилась – родственники выяснили, что компания стоит дешевле, чем они готовы были заплатить, а ведущий сделку юрист оказался осужденным преступником. Партнеры потеряли около $1,3 млн, Хантер был вынужден заложить дом, который и так был куплен в рассрочку в 2006 г. Дом стоил $1,6 млн, а теперь еще проценты по закладной – все это тяжело ударило по семейному бюджету.
В конце концов Хантер был вынужден уволиться с работы из-за отца. Тот плохо выступил на президентских праймериз и почел за лучшее объединиться с Обамой. Будущий президент не раз заявлял, что не в его принципах иметь дело с лоббистами. Напрямую Хантеру никто не предлагал писать заявление об уходе, но, как он признавал в интервью The New Yorker, это было очевидно. Пришлось заодно уйти и из совета директоров железнодорожной пассажирской корпорации Amtrak (правда, за эту работу ему не платили). «Я хотел, чтобы у моего отца была чистая репутация», – объяснял Хантер.
Но следующие шаги младшего Байдена заставили политических обозревателей недоуменно поднять брови: в сентябре 2008 г. он основал консалтинговую фирму Seneca Global Advisors (названа в честь озера Сенека, крупнейшего из группы озер Фингер в штате Нью-Йорк, где выросла его мать). В ноябре прошли президентские выборы, а в июне 2009 г., через пять месяцев после вступления отца в должность вице-президента, Хантер стал соучредителем инвестфонда Rosemont Seneca Partners. Среди основателей был также финансист Девон Арчер. В ноябре 2013 г. он создал новый фонд BHR Partners на пару с тайванцем Джонатаном Ли, который управлял китайским фондом прямых инвестиций Bohai Capital. Главная задача BHR Partners – вложение денег китайских инвесторов в другие страны. Хантер вошел в совет директоров фонда, но не получал в нем зарплаты и не имел доли в капитале до тех пор, пока его отец не покинул Белый дом.
В декабре 2013 г. вице-президент Байден прилетел в Пекин, чтобы встретиться с председателем Си Цзиньпином. В Китае к нему присоединился Хантер, но не один – в холле отеля он познакомил отца с Ли. Особого внимания тогда это не привлекло. Не в пример более бурную реакцию в СМИ вызывала личная жизнь Хантера.
Скандалы на личном фронте
В 44 года Хантер вступил в резерв ВМФ – службу по связям с общественностью. Но не прошло и двух лет, как его выгнали с флота из-за пробы, показавшей наличие в организме кокаина. В 2015 г. имя Хантера всплыло при утечке данных пользователей сайта знакомств Ashley Madison, который ориентируется на людей, состоящих в браке. В тот год они с женой Кэтлин перестали жить вместе. Бракоразводный процесс растянулся на два года и проходил весьма бурно. В частности, Кэтлин обвиняла мужа в том, что тот щедро тратил деньги на проституток и стриптиз-клубы, а семья была вынуждена экономить.
В том же 2015 г. от рака скончался Бо Байден, которому пророчили блестящую политическую карьеру. Через два года выяснилось, что Хантер встречается с его вдовой. Вдобавок он признался, что после кончины брата сорвался в загул и даже покупал наркотики у бездомных. Доподлинно неизвестно, сколько длился роман Хантера с женой покойного брата. Но в мае этого года СМИ сообщили о его новой пассии – Хантер тайно сочетался браком с южно-африканской моделью Мелиссой Коэн.
Тогда же, в мае, Джо Байден официально запускал свою избирательную кампанию на торжественном мероприятии в Филадельфии. За день до этого на сайте Breitbart News была опубликована статья, основанная на отчете полиции Аризоны от 2016 г., в котором Хантер был назван подозреваемым в возможном преступлении, связанном с наркотиками. В итоге на старте отцовской кампании Хантер не пришел на митинг и очень расстраивался: «Мы с Бо были [на всех значимых выступлениях нашего отца] с тех пор, как нас таскали в люльках во время первой кампании», – говорил он The New Yorker.
В июне этого года иск к нему подала Лунден Алексис Робертс из Арканзаса: женщина утверждает, что Хантер – отец ее ребенка, и требует алиментов. Хантер отрицает, что имел с ней сексуальные отношения, решения по делу еще нет.
Наследили на Украине
Все это разворачивается на фоне скандала, связанного с работой Хантера Байдена на Украине. Пять лет назад украинский предприниматель и бывший министр экологии Николай Злочевский задумался над тем, как исправить имидж – свой и своей нефтегазовой компании Burisma. В феврале 2014 г. Злочевскому пришлось спешно покинуть страну – против него возбудили дело об уходе от налогов, отмывании денег и хищении государственных ресурсов (фактически он выдавал лицензии самому себе, подозревали правоохранительные органы).
Уже находясь в Лондоне, Злочевский заявил, что хочет внедрить в компании западные стандарты прозрачности, и ради этого ввел в совет директоров бывшего президента Польши Александра Квасьневского. Тот позвал в совет Девона Арчера, друга Хантера, когда-то учредившего вместе с ним фонд Rosemont Seneca Partners. Арчер, в свою очередь, предложил в совет директоров Хантера. В апреле 2014 г., спустя всего несколько недель после визита Джо Байдена на Украину, Хантер занял кресло в Burisma. Ушел с поста он в апреле этого года, перед тем как отец вступил в президентскую гонку. Арчер ушел еще раньше – ему предъявили обвинения в участии в схеме обмана пенсионных фондов на десятки миллионов долларов, в прошлом июне он получил срок.
Если палата представителей (где большинство у демократов) проголосует простым большинством за импичмент Трампа, ее представители выступят в роли прокуроров перед сенатом. Однако Трампу не грозит отставка, если импичмент поддержит менее двух третей сенаторов (там республиканское большинство).
В этом деле еще много непонятного. Например, Джо Байден буквально шантажом, угрожая не выделить Украине очередной заем, добился отставки генпрокурора Украины Виктора Шокина. Некоторое время спустя Burisma заявила, что на Украине закрыты все дела против Злочевского и компаний, входящих в состав группы Burisma. По версии сторонников Трампа, Шокин слишком рьяно расследовал дело Burisma и, способствуя его увольнению, Джо Байден помог сыну. По версии противников Трампа, Шокин спустя рукава вел антикоррупционные дела и поэтому многие официальные лица на Украине и на Западе давно добивались его отставки. В конце концов у Джо Байдена лопнуло терпение и он решил вопрос – но тем самым заложил мину замедленного действия.