Новый советник Трампа – приверженец жесткой политики в отношении Ирана, Китая и России

Роберт О’Брайен занял пост советника президента США по вопросам национальной безопасности
Роберт О’Брайен, советник президента США по вопросам национальной безопасности/ AFP

Вы получаете возможность проводить с главой государства больше времени, чем любой другой член команды президента, рассказывал про работу советника по национальной безопасности Стивен Хэдли, который занимал этот пост при Джордже Буше-младшем в 2005–2009 гг. Его откровения опубликованы на сайте ShareAmerica – интернет-ресурсе госдепа: «Вы первый, кто встречается с президентом утром, когда он приходит на работу в Овальный кабинет, и последний, кто видит президента, прежде чем он принимает какое-либо серьезное решение в области внешней политики или национальной безопасности. <...> Кроме того, вы являетесь человеком, который, скорее всего, знает мнение президента по этим вопросам. Вы участвуете в решении важнейших проблем, которые охватывают весь земной шар и влияют на весь мир. <...> Не испытывая на себе бремени бюрократических обязанностей должностного лица министерского уровня, вы отводите политическому существу дела больше времени, чем любой другой ключевой член Совета национальной безопасности».

Непонятно только, насколько это все применимо к работе с Дональдом Трампом и станет ли он слушать своего очередного советника по нацбезопасности. О’Брайен с начала его президентства – уже четвертый. Трамп предпочитает полагаться на собственную интуицию, а советы склонен игнорировать, пишет Business Insider. Последний пример – он планировал встретиться с лидерами «Талибана» (организация запрещена в России) в Кэмп-Дэвиде накануне 18-й годовщины терактов 9/11. Его не смутило, что многие чиновники, включая Болтона, считали это крайне неудачной затеей. Встреча не состоялась – формальным поводом стал теракт в Кабуле, во время которого погиб американский солдат. Но через несколько дней после твитов Трампа, в которых он сообщал об отмене встречи, Болтона уволили. Так что вопрос и в том, будет ли О’Брайен говорить Трампу неудобные вещи – по характеру они с Болтоном полные противоположности.

Это вам не Болтон

Болтон – безжалостный и резкий чиновник-бюрократ, писала The Washington Post. О’Брайена в администрации Трампа считают «самым безопасным вариантом», учитывая желание минимизировать политические потрясения в преддверии выборов 2020 г., говорил газете высокопоставленный чиновник. По словам собеседника The Washington Post, «О’Брайен со всеми ладит» и «он самый приятный парень на планете». Несколько чиновников, с которыми поговорили журналисты издания, приветствуют кандидата, чье назначение не приведет к появлению еще одной борющейся за влияние фракции в администрации.

Болтон был главным идеологом резких действий в отношении Ирана и более жесткого отношения к России, Северной Корее и Афганистану. Он любил рисоваться перед камерами, а О’Брайен – закулисный бюрократ. Большую часть карьеры посвятил юридической деятельности, а на госслужбе действовал в основном где-то в глубинах государственной машины. «Он умеет слушать, ему прекрасно удается взвешивать разные мнения и не навязывать собственные взгляды», – говорил The Deseret News сенатор Митт Ромни, который знаком с О’Брайеном больше 15 лет.

Почему Трамп великий президент

В декабре 2016 г., когда Трамп был уже избран, но еще не вступил в должность, в журнале The National Interest вышла хвалебная статья О’Брайена. Только четыре члена НАТО отвечают правилу о 2%-ных тратах на оборону – Великобритания, Польша, Греция и Эстония. «Восемь лет администрация Обамы обескровливала американскую армию, – рассказывал он. – Учитывая опасную ситуацию в мире, который сталкивается с исламскими экстремистами, прокси-войнами Ирана на Ближнем Востоке, вторжением России на Украину и угрозами в адрес ее соседей, китайской «Великой стеной из песка» в Южно-Китайском море (проект Китая по строительству искусственных островов. – «Ведомости»), США нужно, чтобы их союзники наконец-то стали относиться серьезно к взносу в общую защиту свободного мира». Потом он перечисляет, как при Рейгане, Клинтоне и даже Обаме чиновники США безуспешно пытались заставить союзников раскошелиться. Но вот явился кандидат Дональд Трамп. С 21 по 29 марта 2016 г. он несколько раз выразил свою озабоченность, за что получил упрек от Хиллари Клинтон. Мол, подобные требования рискуют подорвать альянс. «Но что-то странное стало происходить. Союзники Америки стали наращивать военные бюджеты». Когда Трамп выиграл выборы, тренд усилился. К нему присоединились даже союзники США, не состоящие в НАТО, вроде Южной Кореи или Новой Зеландии. «И это все происходит, пока еще избранный президент не вступил в должность», – поражался О’Брайен.

Трамп еще не успел принести президентскую присягу, а О’Брайен уже вовсю расхваливал его зарубежную политику. В декабре 2016 г. он опубликовал в Politico колонку, в которой констатировал: многие американские президенты пытались заставить членов НАТО тратить на оборону более 2% бюджета, как предусматривает соглашение. Безуспешно. Но стоило Трампу победить на выборах – и один за другим посыпались заявления, что члены НАТО наращивают расходы: «Возможно, мы видим самую впечатляющую передачу президентского поста в истории, если судить с точки зрения национальной безопасности».

О’Брайен то и дело находит повод польстить Трампу. Последний год он был спецпосланником президента США по вопросам освобождения заложников – занимался возвратом домой соотечественников, оказавшихся в плену, в заложниках или за решеткой на чужбине. На пресс-конференции в марте этого года он сказал: «Президент добился беспрецедентного успеха по возвращению американцев домой – без уступок, без обмена пленными, а лишь за счет уважения, которое он вызывает в мире».

Узнав же о своем последнем назначении, О’Брайен не преминул заявить: «При Трампе у нас огромные успехи во внешней политике. Ожидаю, что они продолжатся».

Тем не менее The New York Times считает, что Трамп меняет шило на мыло: «Президент выбрал откровенного сторонника жесткой политики в отношении Ирана и таких держав, как Россия и Китай, и не ясно, чем его советы могут отличаться от советов Болтона, с которым О’Брайен работал в прошлом». (О’Брайен был заместителем Болтона, когда тот работал представителем США в ООН.) О’Брайен не перестанет хвалить Трампа, но скажет ему все, что надо, уверял на страницах The Deseret News юрист-политолог Стивен Ларсон, который знает О’Брайена больше 20 лет, вместе они учредили юридическую фирму Larson O’Brien. «Хорошие юристы привыкли рассказывать клиентам то, что им нужно услышать, а не то, что они хотят услышать, это обычное дело для Роберта, – сказал Ларсон. – По натуре он человек неконфликтный, но никогда не уклонялся от того, чтобы говорить кому бы то ни было все, что им необходимо знать».

Вторая страсть О’Брайена

Назначению О’Брайена поспособствовал госсекретарь Майк Помпео, с которым они вместе работали по ряду дел, пишет Business Insider. Например, освобождали пастора Эндрю Брансона, проповедовавшего в Турции. После неудачного переворота в Турции в 2016 г. его арестовали по подозрению в подрывной деятельности и два года держали под арестом. О’Брайен, будучи с мая 2018 г. специальным посланником президента по делам заложников в госдепе, помог освободить Дэнни Берча, инженера нефтяной компании, похищенного в Йемене, вытаскивал соотечественников из Афганистана и Сирии. Он участвовал в нашумевшем в США деле о пропавшем в Сирии в августе 2012 г. американском журналисте Остине Тисе – его так и не нашли, но О’Брайен уверен, что Тис все еще жив.

53-летний О’Брайен родом из Лос-Анджелеса. Получив диплом юриста в Калифорнийском университете в Беркли, он работал в ряде юрфирм в США и в компенсационной комиссии ООН в Женеве и Кувейте (следила за выплатой компенсации Кувейту после войны с Ираком). А в 1999 г. основал свою юрфирму – O’Brien Zarian (позже O’Brien Abeles).

Но была у него еще одна страсть – международная политика, по которой у него тоже есть диплом (Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе). В 1995 г. О’Брайена пригласили выступить на юридической конференции, организованной Ларсоном, работавшим тогда помощником прокурора Лос-Анджелеса. Двое быстро сдружились, но долгое время их профессиональные пути не пересекались.

В 2007 г. произошли два события. Во-первых, О’Брайен слил свою юрфирму с вашингтонской Arent Fox, став управляющим партнером в Лос-Анджелесе. Во-вторых, госсекретарь Кондолиза Райс назначила его сопредседателем основанного в том же году частно-государственного партнерства по реформе правосудия в Афганистане, которое в том числе организовывало обучение афганских юристов. О’Брайен пригласил Ларсона в исполнительный комитет организации. Работа им понравилась, и друзья участвовали в подобных проектах по всему миру, в частности вели тренинги для юристов в Руанде. В 2011 г. Ларсон перешел на работу в юрфирму Arent Fox, а в 2016 г. они основали свою юрфирму Larson O’Brien, где О’Брайен и трудился до последнего времени, совмещая эту работу с различными политическими обязанностями. Так, он был советником по международной политике в четырех президентских кампаниях: Митта Ромни в 2008 и 2012 гг., Скотта Уолкера и затем Теда Круза, соперников Трампа, которые один за другим снялись с последних выборов. «О’Брайен умеет навести мосты и сработаться с людьми с разными взглядами на мир», – делает вывод американский журнал The National Interest.

Самый именитый мормон

О’Брайен был верующим католиком – до 20 с небольшим лет, когда перешел в мормонство. В правительстве Трампа он стал самым высокопоставленным мормоном. Это религиозное сообщество несколько скептически настроено по отношению к Трампу, отмечает The Washington Post. О’Брайен может оказаться полезным: в ряде штатов, например в Аризоне, голоса мормонов довольно сильно влияют на исход выборов. Мэтт Болл, директор по связям с общественностью североамериканского западного района церкви Иисуса Христа Святых последних дней, рассказывал интернет-изданию The Deseret News, что О’Брайен часто помогал церкви договариваться с зарубежными дипломатами об оказании церковной гуманитарной помощи за рубежом: «Он никогда не хвастался своими контактами или влиянием. Но мы не перестаем удивляться, сколько же у него связей и влиятельных знакомых, и это прекрасно, он всегда готов помочь».

О’Брайен успел поработать и на правительство. В 2005–2006 гг. был заместителем представителя США в Генеральной ассамблее ООН. А постоянным представителем США при ООН был в то время Болтон.

В 2008–2011 гг. О’Брайен входил в Консультационный комитет США по объектам культурного достояния (консультирует правительство по вопросам противодействия незаконной торговле предметами культурного наследия). В 2013 и 2014 гг. ездил в Грузию и на Украину наблюдателем на выборах от Международного республиканского института. Наконец, в мае прошлого года Трамп назначил его своим спецпредставителем по вопросам освобождения заложников.

Есть у него и военное звание – майор резервного корпуса JAG (военно-юридическая служба).

Казус рэпера

Нельзя сказать, что О’Брайен непубличная фигура, но известен он был скорее в узких кругах. Периодически печатался в разных СМИ и бил тревогу относительно растущей угрозы на море и настаивал на необходимости укреплять флот – например, в статье от 2011 г. в журнале The Diplomat или в 2015 г. в журнале Politico. «У нас кризис на флоте <...> Сейчас с 284 боевыми кораблями флот США самый немногочисленный со времен Первой мировой», – писал он в Politico. Поэтому после выборов Трампа во многих американских военных СМИ появились статьи из разряда «Бра – в министры ВМФ!».

Но широкому читателю он стал знаком этим летом, когда Трамп отправил его в Швецию вытаскивать из беды рэпера A$AP Rockу, которому грозила тюрьма за нападение на прохожего. Пресса веселилась: мол, специалиста по спасению солдат из зинданов террористов Трамп отправил в Швецию, известную гуманными тюрьмами. Да еще на помощь рэперу, отметелившему ногами человека по имени Мустафа. «Президент попросил меня поехать и поддержать американских граждан. И я буду там до тех пор, пока они не вернутся домой», – с достоинством отвечал О’Брайен. Прокуратура требовала для рэпера с дружками полгода тюрьмы. Отделались они компенсацией пострадавшему в 12 500 крон (около $1300).

ВВС пишет, что О’Брайен давно уже впечатлил Трампа своим мастерством переговорщика – и вот он стал советником по нацбезопасности. Оказалось, что у них с президентом немало общих взглядов. Во время президентской кампании 2016 г. О’Брайен собрал серию своих эссе по международной политике в книгу «Пока Америка спала» (While America Slept), на обложке красуется рекомендация Джона Болтона. Название сборника – этакая двухслойная реминисценция: в 1940 г. вышла книга Джона Ф. Кеннеди «Почему Англия спала», в которой рассказывается о событиях 1930-х гг., предшествовавших Второй мировой войне, а еще раньше, в 1938 г., – сборник речей Уинстона Черчилля «Пока Англия спала». О’Брайен обрушился на Барака Обаму за ядерную сделку с Ираном и сравнил ее с политикой Европы в отношении Гитлера в те годы. Там же он предупреждает о китайской угрозе: «Без сильного присутствия США и с неявного благословения президента Обамы Китай начал претендовать на все Южно-Китайское море, Восточно-Китайское море и Желтое море, это самые агрессивные притязания на море в истории страны». И добавлял: «Сейчас, когда наши враги больше не боятся нас и наши союзники больше не доверяют нам, открыты все возможности для китайских, русских и террористических авантюр».

Теперь О’Брайену предстоит крещение огнем. Ему надо решать проблему Ирана, особенно в свете обвинений в атаках на саудовские месторождения, договариваться с талибами в Афганистане и убеждать Северную Корею отказаться от ядерной программы.