Председателя Верховного суда рекомендовали к переназначению на шестой срок

Вячеслав Лебедев оказался единственным кандидатом на этот пост
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) рекомендовала действующего председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева к переназначению на занимаемую им должность. Срок его полномочий истекает в мае 2020 г., но в этот раз переназначение решили ускорить: об открытии вакансии было объявлено не за полгода, как обычно, а за восемь месяцев – 2 сентября. Документы от желающих участвовать в конкурсе ВККС принимала до 16 сентября, а конкурс провели на следующий день после окончания приема заявок.

Поначалу Лебедев был не единственным претендентом на эту должность. Заявление подал также бывший председатель правления Рязаньуниверсалбанка Виктор Милехин, который в 2014 г. уже пытался принять участие в конкурсе, но не смог подать документы в экзаменационную комиссию (сдавать экзамен должны все кандидаты, не работавшие судьей в течение трех последних лет). Однако Милехин снова не смог предоставить документы о том, что прошел квалификационный экзамен. Он просто не явился в понедельник на заседание Высшей экзаменационной коллегии, хотя именно по его заявлению пришлось собирать ее внеочередное заседание и его заранее об этом известили, рассказал на заседании ВККС ректор Академии правосудия Виктор Ершов. В итоге ВККС прекратила производство по заявлению Милехина и вернула ему документы, а Лебедев стал единственным кандидатом на должность.

Членам коллегии его представил председатель ВККС Николай Тимошин. Лебедев имеет стаж работы судьей более 48 лет, высший квалификационный класс, является доктором юридических наук, профессором, обладает глубокими теоретическими знаниями и прошел путь от судьи районного суда до руководителя высшего органа судебной власти. «В приложенных к заявлению документах отмечается, что Вячеслав Михайлович зарекомендовал себя авторитетным и инициативным руководителем, волевым и энергичным государственным деятелем, ему присущи организованность и собранность, – зачитывал Тимошин. – Он обладает выдающимися аналитическими способностями и стратегическим мышлением. Позитивно восприимчив к конструктивным предложениям».

После представления Лебедев ответил на вопросы о том, как он видит перспективы развития судебной системы. Среди первоочередных задач он назвал обеспечение единства судебной практики. Частично проблема была решена в процессе объединения Верховного и Высшего арбитражного судов, однако анализ показал, что единообразие не всегда имеет место по тем вопросам, по которым ранее уже высказался Верховный суд, отметил председатель ВС. Вновь созданные кассационные и апелляционные суды должны заработать «в полной мере так, как должны работать: абсолютно свободно, объективно, не устраивая соревнования», пообещал Лебедев. Хотя речь не идет о том, что они должны чаще отменять решения областных судов, успокоил подчиненных председатель ВС – такой задачи никто не ставил.

Лебедев также предостерег от попыток реформировать судебную систему, которые вызваны желанием ею управлять: «Институтам гражданского общества следует задуматься – судейский корпус должен работать нормально, не отвлекаясь на ситуации, которые создают люди для решения своих вопросов. Реформа – это правильно, когда не решены концептуальные вопросы. Сегодня одна концепция, завтра – другая, послезавтра придет группа людей, которым не понравится судебное решение или позиция судебной власти. Захочется ею управлять, вмешиваться в нее. Невозможно так работать – надо [проводить] судебную реформу. Вы посмотрите, сегодня это присутствует. Говорят, экономики нет, потому что у нас судебная реформа, еще чего-то нет – нет судебной реформы. Суды не выносят оправдательных приговоров – это тоже потому, что нет судебной реформы».

Это все от лукавого, уверен Лебедев. «И рост у нас есть, и инвестиции, и увеличение количества судебных решений в пользу иностранных инвесторов почти до 70% – это все есть, – настаивал председатель ВС. – Нас заставляют сегодня по существу выполнять еще какие-то декларации. «Даешь оправдательный приговор!» А как быть с правами потерпевших, правами других лиц, если будет оправдательный приговор незаконным, необъективным? Как это скажется на формировании и развитии институтов нашего гражданского общества?» До 1999 г. в местах лишения свободы постоянно находились 1,6 млн граждан, а к сегодняшнему дню эта цифра сократилась до 537 000, напомнил Лебедев.

В перерыве «Ведомости» попросили председателя ВС прокомментировать решение Тверского суда Москвы, который 16 сентября вынес обвинительный приговор актеру Павлу Устинову за сопротивление росгвардейцам – несмотря на очевидные доказательства того, что никакого сопротивления не было. Подтверждающая это видеозапись, которую суд отказался приобщить к делу, широко распространена в интернете и ставит под сомнение сам факт правосудия. Лебедев был лаконичен: «Конституция говорит, что только суд осуществляет правосудие, но давайте дождемся апелляции».