Высокая конкуренция на выборах в Мосгордуму ожидается лишь в восьми из 45 округов

Но оппозиционные кандидаты могут получить около четверти мандатов, допускают эксперты
По итогам выборов 8 сентября при явке в 25–27% кандидаты от власти могут получить от 32 до 39 мандатов/ Максим Стулов / Ведомости

В связи с недопуском к выборам в Мосгордуму многих известных оппозиционеров высокая конкуренция будет лишь в восьми из 45 округов, следует из доклада Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК). К числу таковых, в частности, отнесены округа № 44, где соревнуются Елена Шувалова (КПРФ) и идущий самовыдвиженцем член «Справедливой России» Илья Свиридов, № 37 с коммунистом Николаем Губенко и эсером Александром Романовичем (там не зарегистрировали яблочницу Елену Русакову), № 5, где конкурируют кандидат от власти, тележурналист Роман Бабаян, и выдвинутая КПРФ Анастасия Удальцова (отказано в регистрации экс-депутату Госдумы Дмитрию Гудкову), и № 14, где самовыдвиженке и единороссу Наталье Починок противостоит эсер Георгий Федоров. Высококонкурентный сценарий предполагает наличие кандидатов с близким уровнем общественной поддержки и ресурсами для расширения электоральной базы за пределы своих сторонников. Это свойственно для округов, где раньше был высокий уровень протестного голосования.

17 округов эксперты посчитали умеренно конкурентными: там есть преимущество у одного кандидата, но его соперники ведут активную кампанию. Среди таких округов – № 43, где идет яблочник Сергей Митрохин, и № 45, где баллотируется кандидат от власти, проректор Высшей школы экономики Валерия Касамара. Ограниченно конкурентный сценарий с явным лидерством одного кандидата прогнозируется в 20 округах – в основном там идут действующие депутаты Мосгордумы от «Единой России» или группы «Моя Москва».

По итогам выборов 8 сентября при явке в 25–27% кандидаты от власти могут получить от 32 до 39 мандатов, КПРФ – от 3 до 7, «Яблоко» – 1–2 мандата, «Справедливая Россия» – 1–3 мандата, «Родина» – 1 мандат, прогнозируют авторы доклада. На фоне очевидного спада протестной активности внимание вновь сконцентрировано на ходе кампании, отмечают они. Протесты стали дополнительным мобилизующим фактором для некоторых москвичей, но пока рано говорить, что они изменили соотношение между лояльными и протестными избирателями, отмечается в докладе.

У московского протеста три очевидных следствия: усиление политизации населения, связанный с ним ожидаемый рост явки и рост поддержки кандидатов оппозиционных партий, прежде всего КПРФ и «Яблока», поясняет руководитель АПЭКа Дмитрий Орлов: «Но в связи с мажоритарной системой выборов на распределении мандатов протест отразится не слишком существенно». По оценке эксперта, самые сложные для власти округа помимо упомянутых № 5 и № 14 – это округа № 11, 24 и 42, где провластным кандидатам противостоят выдвиженцы КПРФ.

Логика выборов в Мосгордуму может быть связана с той, что была на муниципальных выборах 2017 г., когда в центре и на юго-западе Москвы голосование было протестным, а в спальных районах оппозиционеры не были представлены, поэтому с тем, что кандидаты от власти возьмут 32–39 мандатов, можно согласиться, говорит политолог Алексей Макаркин. КПРФ пытается проскочить между властью и оппозицией, договариваясь с властью и стараясь получить бонусы от «Умного голосования», считает эксперт. Протестные настроения тоже могут сыграть свою роль, считает Макаркин: «Более радикальные сторонники протеста будут голосовать за коммунистов, поскольку им все равно, за кого голосовать. Более же умеренные избиратели станут думать, голосовать ли за коммунистов или лучше вообще не прийти на выборы».