«Неожиданные, неизвестные, неавторитетные люди»
Новое правительство Украины возглавили не самые опытные управленцыПервый же рабочий день избранной 21 июля Верховной рады Украины показал, как будет работать беспрецедентное для украинского парламента пропрезидентское большинство в лице партии «Слуга народа», получившей 254 из 450 мест. Депутаты не только принесли присягу, утвердили разделение на фракции и решили прочие оргвопросы (в частности, председателем Рады избран лидер «Слуги народа» Дмитрий Разумков), но и утвердили внесенные президентом Владимиром Зеленским кандидатуры на ключевые посты в правительстве.Сам президент обратился к избранникам с напутственной речью, назвав приоритетными задачами нового правительства «укрепление национальной безопасности и обороны, завершение войны в Донбассе и возвращение аннексированного Россией Крыма». Зеленский предупредил депутатов, что распускать Раду ему уже «не так страшно» (предыдущий созыв он распустил в день инаугурации 20 мая), и попросил их удержаться от «драк, прогулов, кнопкодавства»: «Не дай бог, чтобы вы вошли в историю как парламент, который просуществовал меньше всего – один год. Фактически это ваш, наш испытательный срок».
Ожидаемый премьер
Новым премьером по предложению Зеленского был утвержден 35-летний Алексей Гончарук. Юрист по образованию, Гончарук успел поработать советником у двух министров из предыдущих правительств Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана, с сентября 2015 г. руководил экспертно-аналитическим центром «Офис эффективного регулирования» (BRDO), который занимается вопросами улучшения инвестиционного климата, а 28 мая был назначен заместителем руководителя администрации президента. В последние недели Гончарук считался одним из наиболее вероятных кандидатов на пост премьера: например, именно его наряду с исполнительным директором «Нафтогаза» Юрием Витренко называл в числе фаворитов близкий к Зеленскому бизнесмен Игорь Коломойский.
По мнению украинского политолога Владимира Фесенко, Гончарук был «единственной возможной кандидатурой» в премьеры, так как прошел испытания работой в офисе Зеленского, имеет опыт работы рядом с правительством вместе с ключевыми фигурами, а также опыт проведения реформ. Ожидаемое назначение, согласен другой украинский политолог – Вадим Карасев: «Но его через полгода можно снимать, если он не проявит успехов в экономике. Вообще, все правительство, можно сказать, [назначено] на полгода, поэтому там неожиданные, неизвестные, неавторитетные люди». Возникает ощущение, что эти посты заполняют так, чтобы «не было больно расставаться через полгода», признается эксперт: «На их места поставят председателей профильных комитетов [Рады], которые за это время пообкатаются. Сейчас будут вносить новые законы, и кто-то должен на себя взять этот токсичный груз и, свершив свое дело, уйти на политический покой».
Первые 100 дней Зеленского закончились тем, что он сформировал власть в целом под себя, констатирует российский политолог Александр Гущин: «Было шесть кандидатов на пост премьера, но фигура Гончарука на данный момент самая слабая из всех. У него небольшой управленческий бэкграунд. На Украине много сильных людей, которые являются хорошими хозяйственниками. [У Зеленского] решили, что из прошлого людей не будет, будет молодежь. Но это не панацея: им сейчас кажется, что они сформируют какой-то новый курс, но на самом деле – нет, потому что опыта у этого человека, безусловно, мало».
Неожиданные министры
Вслед за премьером депутаты утвердили министров, кандидатуры которых по конституции вносит в Раду президент. Здесь неожиданностей оказалось больше.
Военное ведомство возглавил внештатный советник Зеленского Андрей Загороднюк, который после окончания оксфордского и киевского университетов был владельцем нескольких предприятий в горнодобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях, а в 2015 г. возглавил проектный офис реформ Минобороны Украины.
Политолог Карасев называет Загороднюка самым неожиданным среди министров. Ранее на эту позицию предполагался курировавший в команде Зеленского вопросы безопасности и обороны 63-летний отставной полковник Иван Апаршин, напоминает эксперт: «Загороднюк – волонтер. Его даже в зале [Рады] не оказалось во время голосования, и пришлось объявлять перерыв. Назначали в спешке». Причина такого назначения в том, что пост министра не самый влиятельный в оборонном ведомстве, поясняет Карасев: «Де-факто за эту сферу отвечает начальник генштаба Руслан Хомчак».
Министром иностранных дел утвержден замруководителя администрации президента Вадим Пристайко, который в 2014–2017 гг. занимал во внешнеполитическом ведомстве пост заместителя министра. Это оптимальная кандидатура, комментирует Карасев: «Он и приверженец прозападного подхода, и всегда выступал за реализацию минских соглашений».
Пост начальника Службы безопасности Украины занял Иван Баканов, ранее временно исполнявший эти обязанности. СМИ называли его другом детства Зеленского, Баканов возглавлял студию «Квартал-95», где Зеленский был художественным руководителем, а в период президентской кампании руководил его избирательным штабом. На должность генпрокурора Зеленский предложил кандидатуру бывшего замминистра юстиции Руслана Рябошапки, отвечавшего в администрации Зеленского за правовой блок и отношения с судами (голосование по его кандидатуре прошло уже после подписания этого номера в печать). Кандидатура генпрокурора, вероятно, согласована с помощником президента США Джоном Болтоном, предполагает Гущин: он побывал на Украине в среду и прямо говорил о желании видеть на этом посту именно Рябошапку.
Среди внесенных Зеленским на утверждение кандидатур оказались и два члена предыдущего правительства (за обоих депутаты тоже голосовали ближе к ночи) – Оксана Маркарова (министр финансов) и Арсен Аваков (министр внутренних дел). Оба они представители старых элит, но осуществить полное обновление власти невозможно, уверен Гущин: «Политическая система после такого слома не может полностью быть зачищена». Учитывая слабость премьера, роль Авакова будет очень велика, полагает эксперт: «Он не только возглавляет МВД, но и будет очень сильным противовесом по отношению к Зеленскому». Президент, возможно, не очень хотел назначения Авакова, но ранее о желательности его сохранения в правительстве говорил Коломойский, напоминает эксперт. При этом Аваков – фигура, приемлемая для Запада: он обеспечил довольно прозрачные президентские выборы, отмечает Гущин.