Избирательная система столкнулась с самым серьезным кризисом после 2012 года

Рост протестных настроений может обернуться фальсификациями на региональных выборах, предупреждают эксперты «Голоса»
Рост протестных настроений может обернуться фальсификациями на региональных выборах/ Максим Стулов / Ведомости

В 2019 г. избирательная система столкнулась с самым серьезным кризисом после протестов 2011–2012 гг., который затронул и систему избиркомов, и партии, и правоприменительную практику, что привело к массовому ограничению избирательных прав граждан. Об этом говорится в докладе движения «Голос» об итогах регистрации кандидатов на выборах в законодательные собрания субъектов и органы местного самоуправления.

Сила вместо конкуренции

Среди тенденций, наиболее характерных для выборов в парламенты 13 регионов, эксперты отмечают резкий, в 2,5 раза, рост числа самовыдвиженцев по сравнению с 2018 г. При этом доля кандидатов от «Единой России» сократилась на треть, самый яркий пример – Москва, где все единороссы пошли на выборы в гордуму самовыдвиженцами. Это связано со снижением ценности партийных брендов и дистанцированием провластных кандидатов от «Единой России» на фоне роста протестных настроений, говорится в докладе. Кроме того, существенно возросла и доля кандидатов-одномандатников, что стало следствием коррекции законодательства четырех регионов, где накануне избирательной кампании соотношение списочников и одномандатников было изменено в пользу последних.

Другой особенностью нынешней кампании стало замещение конкуренции на выборах силовым воздействием на оппозицию. Прежде всего это касается Москвы, где после массовых акций за допуск независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму были возбуждены уголовные и административные дела, а сами кандидаты были посажены под административный арест. Кроме того, случаи подобного давления отмечены в Брянской, Тульской и Нижегородской областях, Татарстане, Марийской республике, Карачаево-Черкесии и Санкт-Петербурге. К примеру, в Тульской области полиция задержала и удерживала до утра следующего дня четырех кандидатов от КПРФ, включая действующего депутата облдумы. На этом фоне особенно заметна деградация существующих партий, которые не могут воспользоваться меняющимися общественными настроениями, подчеркивают эксперты: «Современная российская партийная система не выполняет своей ключевой функции – не выражает интересов общества. Предпосылки для позитивного изменения отношения граждан к политическим партиям отсутствуют. Разрушение механизмов партийного представительства влечет углубление политического кризиса в долгосрочной перспективе».

Неповоротливые партии

По итогам прошедших этапов региональной кампании нужно готовиться к возможным фальсификациям, говорит соавтор доклада Станислав Андрейчук: «Мы не уверены даже за Москву, которая в последние годы показывала стерильные результаты, – если учесть нерегистрацию кандидатов и снятие уже зарегистрированных. Протестные настроения могут привести к фальсификациям и в других регионах, особенно там, где проходит по несколько кампаний разного уровня». Перезагрузка партийной системы уже задержалась на два-три года, считает эксперт: «Все ждали ее после выборов в Госдуму 2016 г., а воз и ныне там. 2021 год (когда пройдут выборы в Госдуму. – «Ведомости») партийная система вряд ли переживет, это видно и по социологии, и по тому, как партии участвуют в выборах». Разговоры об изменении избирательного законодательства идут последние два года, но никакого желания это делать у власти не видно – особенно после проигрышей ее кандидатов на губернаторских выборах – 2018, отмечает Андрейчук: «Власть боится потерять контроль, поэтому скорее стоит ожидать ужесточения законодательства». Но многое будет зависеть от реакции общества, добавляет он, ведь протесты 2011–2012 гг. привели к либерализации законодательства, хотя «на практике это все отыграли назад».

Нельзя делать общие выводы по всем регионам, считает политтехнолог Григорий Казанков: «Где-то есть стратегии по выборам, где-то их нет, а, например, в Хабаровском крае, где губернатор от ЛДПР, совершенно другая ситуация. Московские события нельзя экстраполировать на другие выборы, поскольку здесь не было особо ни стратегии кампании, ни проработки реакции на внешние события. Где-то кого-то не регистрируют под нажимом, но если сравнить с прошлыми избирательными циклами, то число отказов меньше». А вот партсистема действительно не соответствует современным вызовам из-за своей неповоротливости, партии должны быстрее меняться и уметь реагировать на повестку, продолжает эксперт: «В прошлом году это была пенсионная реформа, сейчас больше экологические темы, дальше может быть что-то другое. Нынешние же партии этого не делают». Раньше была тенденция самовыдвиженцев на выборы не пускать, чтобы партии были в тепличных условиях, и люди шли туда, добавляет Казанков: «Сейчас ситуация другая – самовыдвиженцами идут не только мимикрирующие единороссы, но и те, кто не нашел для себя партий, от которых мог бы выдвинуться, и многие из них выборы выиграют».